Короткометражный российско-белорусский фильм режиссера Константина Фама вошел в лонг-лист «Оскара»

И ты, Брут?

«Брут» – вторая часть альманаха «Свидетели», который посвящен памяти жертв Холокоста. Российская премьера состоялась в конце июня на Московском кинофестивале. В интервью «СВ» режиссер рассказал, как снималась картина.


Хозяйку немецкой овчарки-«предателя» сыграла Оксана Фандера.
Фото предоставлено пресс-службой кинокомпании «Арк Пикчерс»


Лента снята по одноименному рассказу чешского писателя Людвика Ашкенази. Это история немецкой овчарки по кличке Брут, которая жила в Чехии в еврейской семье. Во время войны собака попала к нацисту, который из всеобщего домашнего любимца превратил Брута в собаку-убийцу.

– Мой папа – вьетнамец. А мама – еврейка, родом из Беларуси, из Орши. У деда была большая семья. И вся сгинула в огне Холокоста. Страшному насилию в харьковском гетто подверглась и бабушка. Я как отец шестерых детей снимаю это кино, чтобы новые поколения никогда не познали всех этих ужасов.

В киноальманахе «Свидетели» у нас три новеллы, в которых отражены разные взгляды на Вторую мировую войну и на Холокост. Фильм «Туфельки» посвящен паре туфель из музея в Освенциме – обувь принадлежала девушке, погибшей в концлагере.

– «Брут» совместно готовили пять стран.

– Россия, Беларусь, Украина, Румыния и США. С нами работали украинский, американский, румынский продюсеры. Приезжала израильская группа со знаменитым оператором Джиорой Бейачем.

Снимались российские актеры: хозяйку овчарки Розанну играет Оксана Фандера, тренера Хорста – Филипп Янковский, любовника Розанны – Владимир Кошевой. Вообще-то собирался снимать американских актеров. Потом появилась мысль предложить эту роль Фандере. Прислал ей сценарий – и уже через полтора часа получил согласие: «Буду сниматься, генная память поможет».

– Часть съемочной группы была белорусской?

– У нас сопродюсер из Беларуси – Юрий Игруша. Коллекционер Геннадий Павлович и реконструкторы из военно-исторического клуба «Честь мундира» помогали с костюмами и реквизиторской утварью. Обычно в кино редко встретишь качественный реквизит. Белорусские реконструкторы – исключение: они подлинные хранители истории.

– То есть съемок как таковых в Беларуси не было?


– Концлагерь снимали в Румынии, в исторической тюрьме под Бухарестом. А ту часть «Брута», которая должна была сниматься в Беларуси, перенесли в третий фильм альманаха – «Скрипка», который сейчас готовим в Бресте.

– Почему овчарку называют Брутом? Обыгрывается значение крылатой фразы?


– Конечно. Ведь собака не по своей воле стала предателем…

– О чем будет третья часть альманаха?

– В «Скрипке» судьбы героев будут раскрыты через музыкальный инструмент. Поскольку во всех трех новеллах сюжетные линии пересекаются, в фильме вновь снимается Оксана Фандера.

В Бресте на одном из исторических объектов построили декорацию концлагеря. В массовке заняты белорусские актеры. Будут еще съемки под Минском. А весной, надеюсь, покажем все три части киноальманаха широкой публике.


ДОСЬЕ «СВ»


Константин Фам родился в 1972 году в поселке Первомайском Харьковской области. Окончил Днепропетровское театральное училище, работал в театрах Тбилиси и Чернигова. В 1993 году переехал в Москву. В 2011-м поступил в Нью-Йоркскую академию киноискусства. С 2012 года работает как сценарист, режиссер и продюсер над киноальманахом «Свидетели».
Нина КАТАЕВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter