И трижды сплюнем через левое плечо!

Нынешний период характеризуется достаточно мирным сосуществованием научного, религиозного и мистического мировоззрений.
Нынешний период характеризуется достаточно мирным сосуществованием научного, религиозного и мистического мировоззрений. Политкорректность не позволяет однозначно назвать какое-нибудь утверждение суеверием. Однако можно разделить все представления о чудесном и таинственном на три группы - связанные с религией, магией и наукой.

Недавно ведущие организации, занятые в России и США опросами общественного мнения (Институт Гэллапа, фонд "Общественное мнение" и РОМИР), независимо друг от друга провели исследования, посвященные вере людей в таинственные и сверхъественные явления - колдовство, астрологию, привидения, переселение душ, инопланетян и т.п. Эти опросы позволяют определить вклад научных, религиозных и магических представлений в картину мира современного человека.

Первое, что бросается в глаза при сравнении результатов этих исследований, - американцы гораздо легковернее бывших "советских". Но особенное предпочтение граждане США отдают чудесам, связанным с загробным миром. В Штатах в 3 раза больше, чем в России, людей, убежденных в существовании потусторонних сил и привидений, и в 5 раз больше тех, кто верит в возможность общения с душами умерших. Такое легковерие американцев можно объяснить особенностями их религиозности. Практически все жители США (90%) считают себя верующими, причем большинство буквально воспринимает религиозные представления о существовании ада, рая, ангелов и дьявола. Поверить в возможность общения с представителями потустороннего мира - душами умерших родственников или привидениями, обитающими в старых домах, для них также не составляет особого труда.

В России верит в Бога всего около трети населения, еще столько же граждан обладают некими расплывчатыми представлениями о безличной высшей силе, управляющей Вселенной. Пропаганду атеизма на протяжении последнего столетия можно считать достаточно успешной - для большинства жителей России понятия "ад", "рай" и "загробная жизнь" являются довольно абстрактными и не вызывают никакого интереса. Заниматься столоверчением и общаться с привидениями готовы лишь 5 - 10% россиян.

Вера наша в чудеса науки если и уступает вере американцев в религиозные чудеса, то все равно выглядит островком прекраснодушия и наивности на фоне свойственного гражданам нашим скепсиса. Некоторые парапсихологические феномены, в которые верит часть российских граждан (например, телекинез), вообще незнакомы американским респондентам. А процент верящих в телепатию в России даже больше, чем в США (это единственное присутствующее в обоих списках явление, к которому американцы отнеслись более настороженно). Популярность у российских граждан парапсихологических феноменов - телепатии, телекинеза и биоэнергетики - довольно легко объяснить. Эти феномены, описываемые в физических и психологических терминах и изучаемые экспериментальными методами, представляют собой классический пример научных мифов. Подобно увлечению образованной публики и даже некоторых серьезных ученых в начале XX века спиритизмом современная парапсихология удовлетворяет естественную человеческую потребность в таинственном и чудесном, позволяя при этом сохранять иллюзию собственной рациональности и трезвой научности.

Американцев же ощущение собственной разумности и последовательности волнует очень мало. Они абсолютно не стесняются признаваться в том, что верят в ангелов, дьявола, домовых и инопланетян, а в телекинез не верят только потому, что ничего о нем не слышали.

Чудеса науки - единственный вид таинственных явлений, в который мужчины верят больше, чем женщины. Американские мужчины опережают женщин лишь по одному пункту - они уверены, что инопланетяне в далеком прошлом навещали нашу планету. У нас мужчины чаще, чем женщины, верят в возможность телекинеза и в тех же инопланетян. В отличие от США, где научные чудеса привлекают в основном молодежь, в России они являются увлечением людей в возрасте от 35 до 50 лет. Вероятно, это связано с формированием их мировоззрения в период позднего, "застойного" социализма, когда увлечение религией еще не вошло в моду, а разочарование в официальной коммунистической доктрине было уже повсеместным.

В отношении веры в приметы, пророчества, колдовство и переселение душ население России и США проявило удивительное единодушие - в эти явления верят от четверти до трети жителей обеих стран. Причем на вере в приметы, домовых и привидения уровень образования никак не сказывается. Это позволяет заключить, что в картине мира современного человека образование играет не такую уж важную роль. Гораздо большее значение для распространения магии и колдовства имеет разрушение традиционной религии. Оно всегда способствует буйному расцвету разного рода мистических учений и языческих верований, позволяющих справиться с естественным страхом смерти.

Необъяснимо достаточно прохладное отношение наших соотечественников к чудесным исцелениям. Казалось бы, бедственное положение медицины должно было толкнуть в целом не самое здоровое население в объятия разного рода экстрасенсов, колдунов и духовных целителей. Тем удивительнее тот факт, что в России им доверяет лишь четверть жителей, тогда как в Америке, по праву гордящейся достижениями своей медицинской науки, больше половины опрошенных верят в возможности духовного исцеления обычных соматических болезней.

Объяснение столь странных результатов можно получить при сравнении групп с различным уровнем дохода. Богатые люди значительно меньше, чем бедные, верят в колдовство и сбывающиеся приметы, но зато больше доверяют экстрасенсам и целителям. А бедные больше всего боятся черных кошек, сглаза и порчи. Вероятно, обе группы респондентов в равной степени склонны к мистическому мышлению, но при этом одни настроены на "позитивные" чудеса, а другие - на "негативные". По остальным пунктам с явным преимуществом лидируют представители среднего класса, опережая и бедных, и богатых в своем увлечении астрологией и хиромантией. Социальное положение этой группы отличается наибольшим динамизмом и неопределенностью, что, естественно, порождает у ее представителей иррациональные страхи и надежды, а также определяет их потребность в предсказаниях судьбы. Так что, возможно, отставание России от Соединенных Штатов по распространенности суеверий определяется не столько официальным советским атеизмом, сколько неразвитостью у нас среднего класса.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter