…И стал судья ликвидатором

О страшной аварии 20-го века рассказывает Владимир Николаевич Головаченко, в то время председатель суда Брагинского района

Масштабы и последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС могли быть значительно большими, если бы не мужество и самоотверженность многих участников ликвидации ее последствий. Рискуя жизнью, здоровьем, они выполнили свой долг и уберегли людей от пагубного воздействия «мирного атома» и дальнейшего распространения радиации.

Среди них были и те, кто участвовал в ликвидации последствий катастрофы по долгу службы, и те, кто пошел на это добровольно. Людей разных профессий, прибывших из разных точек Советского Союза, объединила трагедия, ставшая общей для многих поколений. Одним из многочисленных свидетелей трагедии, разыгравшейся после взрыва на реакторе Чернобыльской АЭС, и непосредственным участником ликвидации последствий аварии был Владимир Николаевич Головаченко, в то время председатель суда Брагинского района. 

Заявление на имя председателя Совета Министров СССР с просьбой направить его на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС Головаченко написал 10 мая 1986 года, и 1 октября его срочно вызвали в Москву в «Союзатом­энерго». Свой отъезд он согласовал с управлением юстиции обл­исполкома, начальник которого Яков Аземша благословил судью и пожелал ему удачи и счастливого возвращения. 

— Естественно, — признается Владимир Николаевич, — были определенные опасения, но мысли о том, что в результате может случиться и насколько это опасно, в то время как-то отходили на второй план. В конце концов перевесили чувство долга и сопричастности к развернувшемуся по всей стране движению добровольцев. Таких добровольцев, как я, там было около 10 тысяч человек со всего Союза. 

Бригада, в которую входил Владимир Головаченко, занималась дезактивацией города Припяти. Чем же мог быть полезен на месте аварии судья – человек, чья повседневная деятельность не связана с предотвращением и разрешением чрезвычайных ситуаций, таких, как пожары, наводнения, не говоря уже о техногенных катастрофах? Жизненный опыт Владимира Николаевича не ограничивался одной лишь работой в сфере правосудия. До поступления на юрфак он окончил Бобруйское ГПТУ № 95 по специальности электрослесаря КИПиА и после службы на военно-морском флоте два года работал по этой специальности на комбинате «Белшина». Полученные знания и навыки пригодились в Чернобыле. 

— Приходилось заниматься разным делом: и работать в качестве электрика, и в качестве плотника-бетонщика… В общем, делать все, что требовалось. Работали по 12 часов в день без выходных и праздников, — вспоминает Владимир Николаевич. – В целях предосторожности и соблюдения техники безопасности одежду меняли почти еже­дневно, а если она «фонила», то нас даже не пускали в столовую, где постоянно осуществлялся дозиметрический контроль. В таких случаях приходилось переодеваться и дважды в день… 

В командировке Головаченко находился до конца декабря 1986 года. По возвращении из Чернобыля продолжал работать в должности председателя суда Брагинского района, и только после обязательного отселения в 1992 году переехал к себе на малую родину в Бобруйск. Владимир Николаевич и сегодня успешно продолжает служить закону, являясь председателем суда Ленинского района города Бобруйска. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter