Кому поможет ассистент по трудоустройству?

И сразу все устроилось

Ассистент по трудоустройству. Пока это словосочетание для нас звучит непривычно. Но это, скорее, временное явление. В стране внедряют новое социальное направление – сопровождаемое трудоустройство. Эта модель ориентирована на людей с инвалидностью. Позитивный опыт уже есть. Например, в Минске по такой схеме трудоустроили двух человек с синдромом Дауна в крупный гостиничный комплекс. Диагноз не стал препятствием. «Р» решила изучить новацию в деталях.

У Мгера МИНАСЯНА синдром Дауна, но это не мешает ему работать,
 выступать в театре, играть на пианино и заниматься танцами.

Мгер Минасян приезжает на работу самостоятельно. Парень трудится кухонным рабочим в столовой для обслуживающего персонала. Заходит в шикарный холл отеля, направляется к себе. Его здесь уже все знают: здороваются, перекидываются приветственными фразами. У Мгера синдром Дауна. Но медицинские термины его семья давно оставила за порогом собственного дома. Поэтому известное выражение «солнечный ребенок» — это не про него: «Я не солнце, я — огонь». И не поспоришь: огня в жизни Мгера действительно много. Он работает, выступает в театре, играет на пианино, читает, разговаривает на трех языках, занимается танцами, играет в шашки. При этом его внутренний мир наполнен детскими мечтами и фантазиями.

Мгер ловко подхватывает коробку с чаем, словно бармен, подкидывает ее в воздух: «Я раскладываю чайные пакетики по тарелкам, вытираю подносы, сервирую стол, мою пол».

— История Мгера Минасяна стала не только первым опытом официального трудоустройства человека с синдромом Дауна, но и первой апробацией модели сопровождаемого трудоустройства среди территориальных центров Минска, — рассказывает о том, как все начиналось, Елена Демидова, директор ТЦСОН Московского района. — Все моменты, связанные с трудоустройством молодого человека, мы взяли на себя: собирали документы, вели переговоры с нанимателем, проводили обучение с коллективом на тему, как общаться с людьми с особенностями развития.

После всех подготовительных мероприятий Мгер стал проходить адаптацию. Первое время с ним был сопровождающий из ТЦСОН, который вместе с ним каждый день проходил путь от дома до работы и обратно. До тех пор, пока молодой человек полностью не освоился.


Елена Демидова делится позитивными новостями. Буквально на этой неделе в этот же гостиничный комплекс в прачечную по модели сопровождаемого трудоустройства пришел на работу еще один человек с синдромом Дауна.

— Почему важно такое сопровождение? — задается вопросом председатель Белорусской ассоциации помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам Елена Титова. – Нередко молодые люди с инвалидностью, найдя работу через центр занятости, долго на ней не задерживались. Не было точек взаимодействия между нанимателем и работником. Например, человек медленно говорит, теряется в незнакомой ситуации, имеет трудности в передвижении по городу. Он находит занятость, но общий язык не складывается из-за его природных особенностей. А с ассистентом все просто: он прорабатывает с соискателем маршрут от дома до работы, проговаривает с коллективом возможности доступной коммуникации, первое время сопровождает новоиспеченного работника на его рабочем месте. Иногда для адаптации хватает несколько дней, иногда – пару месяцев. И все! Человек готов трудиться и приносить пользу. 

Кстати, идеи сопровождаемого трудоустройства для людей с инвалидностью на свободный рынок труда первоначально стала продвигать Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам. Елена Титова посвящает в подробности. В организации есть два ассистента по трудоустройству, которые консультируют по вопросам поиска работы, ищут подходящие вакансии, готовят к собеседованиям, сопровождают. При правильном подходе и желании можно найти работу и для людей, которые ранее считались нетрудоспособными. Но здесь не без проблем. Были случаи, когда МРЭК человеку с инвалидностью отказывал в рекомендации на определенные виды деятельности. «А мы убеждали комиссию в обратном, — ассистент по сопровождаемому трудоустройству Эдуард Шипицын вспоминает, как приходилось отстаивать интересы своих подопечных. – Как пример — обосновали, что парень с аутизмом идеально может выполнять курьерскую работу даже без сопровождения».

По алгоритму модели сопровождаемого трудоустройства в ОО «БелАПДИиМИ» нашли место под солнцем около 30 молодых людей с инвалидностью. Многие из них проходили адаптацию на так называемых социальных предприятиях. 

Идея с сопровождаемым трудоустройством хороша, но пока есть некоторые, что называется, бумажные трудности, чтобы внедрить ее, например, при государственных территориальных центрах социального обслуживания населения. В классификаторе профессий нет термина «ассистент по трудоустройству». Нет в штатном расписании должности, получается, и человека нельзя взять.


Но модель все-таки развивается, пускай с некоторыми интерпретациями. Скажем, основы сопровождаемого трудоустройства не так давно решили применить и в Бресте. Новую услугу стали развивать в рамках государственного социального заказа, уточняет Светлана Байдук, главный специалист управления по труду, занятости и социальной защите Брестского горисполкома. Сейчас в проекте принимают участие два человека с инвалидностью по зрению. Один, трудоустроенный на предприятие Брестской областной организации «БелТИЗ», оказывает услуги по сопровождению человека, имеющего низкий остаток зрения. Причем планируется, что сопровождение будет идти в течение года.

Новую услугу пока можно назвать инновационной для нашей страны. Но такие методы уже практикуют в Польше, Германии, Швеции. И процент занятых там в труде людей с инвалидностью достаточно высок. Например, в Германии в свое время поняли: надо уходить от специальных мастерских, чтобы дать возможность людям выйти на открытый рынок труда. Сейчас важно аккумулировать зарубежный опыт и взять из него самое лучшее.

azanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter