И сокращаются большие расстояния…

Отныне новгородские кооператоры будут сверять время по новым часам

Отныне новгородские кооператоры будут сверять время по новым часам

В Белкоопсоюзе состоялась встреча с делегацией Новгородского облпотребсоюза. Лидер кооператоров республики Владимир Кулешов преподнес гостям символический сувенир — настольные часы с изображением зубра. Владимир Викторович отметил, что отныне кооператоры Новгородчины смогут сверять время по белорусским часам, что в свою очередь предполагает и сверку обоюдных позиций в различных сферах кооперативной деятельности. Ведь, подчеркнул Владимир Кулешов, отличительной чертой потребительской кооперации всегда было стремление прийти на помощь друг другу. Эти основополагающие принципы кооперативной солидарности остаются незыблемыми и в условиях рыночной экономики, в данном конкретном случае между российскими и белорусскими кооператорами. Принимая подарок, председатель правления Новгородского облпотребсоюза Станислав Садальский выразил уверенность, что взаимовыгодное сотрудничество будет активно развиваться. Он также вручил Владимиру Кулешову сувенир — красочный альбом с видами древнего Новгорода.

Цель пребывания представительной делегации кооператоров Новгородчины в республике — ознакомление с работой организаций потребительской кооперации. Кстати, по словам Станислава Садаль­ского, в их облпотребсоюзе неплохо осведомлены о ситуации в Белкоопсоюзе благодаря еженедельнику «Вести потребкооперации», который регулярно получают по почте. Поэтому так или иначе члены делегации уже имели определенное представление о многих объектах и потребительских обществах, которые посетили, и впечатления остались самые благоприятные. Впрочем, иначе и быть не могло. Ведь российским коллегам была предоставлена возможность, что называется, изнутри, на конкретных примерах изучить практикуемые в Белкоопсоюзе подходы по повышению эффективности всей кооперативной деятельности. Это тем более актуально в нынешних кризисных условиях. Не случайно Станислав Садальский констатировал, что тамошний опыт хозяйствования будет востребован и в Новгородском облпотребсоюзе. Единственное, на что он посетовал, так это на нехватку времени глубже вникнуть в стиль и методы работы предприятий и организаций потребкооперации, которые посетили.

В частности, в Глусском райпо Могилевского облпотребсоюза члены делегации ознакомились с организацией работы заготовительной и перерабатывающей отраслей. В Логойском райпо Минского облпотребсоюза побывали на ряде объектов, которые в большинстве своем соответствуют современным предъявляемым требованиям. В их числе — торговый центр «Логойский пассаж», универсам «Замковый», мини-магазин, автомагазин, ресторан «Партизанский бор». Кроме того, посетили мемориальный комплекс «Хатынь». Гостеприимно встречали российских коллег и кооператоры Витебщины. Объекты фактически всех основных отраслей кооперативной деятельности, например, были представлены им в одном из лучших в республике Поставском райпо. Это универсам «Юбилейный» с кафе-кондитерской, кафе «Поозерье», ресторан «Свiтанак», хлебозавод, фруктохранилище и овощекартофелехранилище, центр кооперативного участка в деревне Дуниловичи. Затем делегация новгородских кооператоров прибыла в Глубокское райпо. Здесь ее также ожидала разнообразная и насыщенная программа: ознакомление с работой магазинов «Мебель», «Хозтовары», бильярдного клуба «Бонус», автошколы.

В общем, работники потребительской кооперации республики ничего не скрывали от российских коллег, стремились наиболее полно удовлетворить их любознательность, не умалчивая при этом об имеющихся проблемах. Такой же откровенный и одновременно предельно доброжелательный разговор состоялся и в Белкоопсоюзе, где с членами делегации Новгородского облпотребсоюза встретились председатель Правления Владимир Кулешов и сотрудники аппарата управления кооперативного ведомства. О состоянии дел в системе белорусской потребительской кооперации подробно рассказал Владимир Кулешов. Вот некоторые фрагменты его выступления. В течение последних пяти лет, отметил Владимир Викторович, были приобретены 495 новых автомагазинов, оснащенных холодильными установками. И если в недалеком прошлом магазины на колесах были, как правило, убыточными, то теперь с этим покончено. Среднемесячный товарооборот одного автомагазина составляет примерно 50 миллионов рублей. Они курсируют регулярно, не реже двух раз в неделю, причем прибывают в населенные пункты строго по расписанию — разбежка во времени не должна превышать 30 минут. 

У старосты деревни имеется специальный журнал, куда записываются все замечания о работе автомагазина. После ознакомления с ними в райпо незамедлительно принимаются меры по устранению имеющихся недостатков. Кроме всего прочего, подчеркнул Владимир Викторович, это еще и политический вопрос. Ведь благодаря автомагазинам сняты предъявляемые когда-то кооператорам упреки в том, что обделены вниманием жители отдаленных малонаселенных деревень.

Если проанализировать, какой ценой это достигается, то, по словам Владимира Кулешова, «мы не сторонники накапливания денег». Короче, деньги должны работать — это принципиальная позиция руководства кооперативного ведомства. В минувшем году, например, Белкоопсоюз вошел в десятку самых крупных министерств и ведомств по инвестированию в основной капитал.

— Если не будем вкладывать средства в развитие производства, — сказал Владимир Кулешов, — то, образно говоря, просто сойдем с арены, а освободившуюся нишу займут конкурирующие структуры. Другое дело, что должна пристально отслеживаться эффективность капитало-вложений, что на практике и делается.

Владимир Викторович проинформировал членов новгородской делегации, что в системе потребительской кооперации республики создан сильный заготовительно-перерабатывающий комплекс. Ведь нынешние реалии таковы, что кооператорам приходится постоянно доказывать обществу свою значимость и необходимость. Это раньше считалось, что, как только кооперативная торговля уйдет из деревни, некому будет обслуживать сельское население. Сегодня здесь сильную конкуренцию составляют занимающиеся торговлей коммерсанты. А вот в заготовках ситуация иная: потребкооперация по-прежнему закупает у сельчан все излишки сельхозпродукции и сырья. Поэтому и ставка сделана именно на заготовки. Это та отрасль, которую, по мнению Владимира Кулешова, необходимо всячески развивать. Только в 2008 году сельским жителям было выплачено за сданную продукцию 198 миллиардов рублей, и тем самым кооператоры пополнили их семейный бюджет. Опять-таки за эти деньги покупатели приобретают товары в магазинах потребительской кооперации. Вот и получается, что они вновь возвращаются кооператорам в виде дополнительного товарооборота.

Однако заготовки без наличия мощной перерабатывающей базы лишены всякого смысла. Поэтому параллельно активно развивается кооперативная промышленность. Здесь приоритетными являются небольшие современные цеха по переработке заготовленного сырья. При этом важная роль отводится центрам кооперативных участков при магазинах. Наряду с заготовками такие центры занимаются и оказанием различных услуг сельчанам. В колбасном же производстве несколько иные подходы. Признано экономически целесообразным создание крупных, оснащенных высокопроизводительным оборудованием цехов, которые были бы в состоянии обеспечивать высококачественной продукцией население нескольких районов. Аналогичная ситуация и по хлебозаводам. «Хлеб – катализатор торговли, — подчеркнул Владимир Кулешов. – Покупая его, люди попутно приобретают и другие товары».

В общепите акцент сделан на небольшие специализированные объекты типа пивного ресторана, а также на развитие придорожного сервиса. При этом Владимир Викторович обратил внимание, что объемные показатели нацелены исключительно на конечный финансовый результат. Ведь прибыль – это залог эффективной работы, наконец, заработная плата работников. Причем, отметил Владимир Кулешов, в системе потребительской кооперации республики прослеживается значительная дифференциация в оплате труда. Как тут не вспомнить главный социалистический принцип: от каждого — по способностям, каждому – по труду.

Владимир Кулешов остановился также на других важных аспектах в деятельности Белкоопсоюза. После того как слово было предоставлено Станиславу Садальскому, выяснилось, что многие из них характерны и для потребительской кооперации Новгородчины. Тем не менее российским кооператорам приходится действовать в несколько иных экономических условиях. В частности, отмечается интенсивный приход торговых сетей, которые появились в том числе и в райцентрах, причем со своей отработанной логистикой, четкой организацией работы с поставщиками. Поэтому и от кооператоров требуются новые подходы. В крупных городах это открытие гипермаркетов. Строительство одного из них с развлекательными центрами запланировано в Новгороде. Чтобы конкурировать на равных в райцентрах, строятся магазины с торговой площадью не менее 500 квадратных метров.

— Перед кооператорами Новгородчины, — подчеркнул Станислав Садальский, — поставлена государственная задача по развитию личных подсобных хозяйств.

Проблема в том, что в некоторых районах в личных подсобных хозяйствах остались лишь единицы скота, причем не держат даже свиней, не говоря уже о коровах. Кооператоры взялись исправить ситуацию. Приобретается молодняк скота и передается сельчанам, с которыми заключены договоры. Кооператоры обеспечивают их также кормами. По сути, это откорм скота на давальческих условиях. При достижении животными весовых кондиций они после проведения расчета с владельцами личных подсобных хозяйств поступают в распоряжение кооперативной организации. Выгода – обоюдная, а дело – перспективное, и неудивительно, что в Новгородском облпотребсоюзе намерены его всячески развивать.

Еще один интересный момент, на который обратил внимание Станислав Садальский. В облпотребсоюзе значительно сократился уровень транспортных расходов. Ежегодная экономия составляет в среднем 50 миллионов российских рублей. Таков экономический эффект внедрения логистики, которой в областной кооперативной организации серьезно занимаются. Специалист по логистике регулярно выезжает в районы, где отслеживает графики и маршруты движения автомобилей, и на основе проведенного анализа затем разрабатываются оптимальные варианты. В результате в последние годы на двести единиц сократилось количество транспорта в облпотребсоюзе, а следовательно, уменьшились и издержки.

Станислав Садальский проинформировал, что в ближайшее время в Новгородском облпотребсоюзе будет введена штатная должность специалиста, в обязанности которого будет входить работа с Белкоопсоюзом по продвижению белорусских товаров на российский рынок. Он выразил надежду, что такой же специалист с аналогичными функциями появится и в аппарате Белкоопсоюза. Кроме того, Станислав Садальский не исключил возможность создания в перспективе совместного предприятия. Сейчас же, по его мнению, главное — начать работать, поскольку кооперативные связи пока что оставляют желать лучшего.

Предложение руководителя областной кооперативной организации Новгородчины было услышано. Председатель Правления Белкоопсоюза Владимир Кулешов подчеркнул, что в процессе общения друг с другом будем решать эти вопросы. По мнению Владимира Викторовича, опыт российских коллег по сохранению своих позиций на потребительском рынке в условиях жесткой конкуренции будет востребован и в организациях потребительской кооперации республики. Поэтому надо дружить, укреплять и развивать сотрудничество на благо родной потребкооперации, которая, как известно, в не столь отдаленные времена была, что называется, государством в государстве.

На снимке: председатель Правления Белкоопсоюза Владимир КУЛЕШОВ (справа) и председатель правления Новгородского облпотребсоюза Станислав САДАЛЬСКИЙ: время выбрало нас.

Фото Валерия ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter