Источник: Знамя юности
Знамя юности

В Антарктиде хотелось помидоров и огурцов с грядки

И снятся сны об Антарктиде

Иногда в Антарктиде можно и в майке походить
Инженера-механика Алексея Захватова капризами нынешней июльской погоды не удивить: он не по книжкам знает, что такое по-настоящему суровое лето. Дважды проживал его на континенте, где +3 – это «почти жара». Собираясь в 9-ю Белорусскую антарктическую экспедицию, Алексей подготовился основательно: взял профессиональную фотокамеру и ноутбук, чтобы скидывать гигабайты невероятных пейзажей. И не прогадал, ведь кроме фотографий и впечатлений, других сувениров из Антарктиды не привезешь.  
 
– В первый раз, когда ехал, фотоаппарат не брал, потому что не думал, что будет возможность снимать. В принципе так и получалось – задач стояло очень много, успевали только работать и спать. Сейчас работы было не меньше, просто я научился грамотно планировать свободное время. К тому же знал, что в Антарктиде такие кадры, что их нельзя не запечатлеть. На Большой земле подобных пейзажей не найти, поэтому всегда, когда видел что-то красивое, брал в руки камеру. Самое сложное – поймать в кадр не пингвинов и поморников, а закаты и рассветы. Летние сумерки в Антарктиде длятся недолго, буквально пару часов, когда солнце скрывается за гору Вечерняя. Как-то удалось увидеть рассвет в три часа ночи, когда вставал, чтобы подготовить взлетно-посадочную полосу для самолета. Время, кстати, в Антарктиде такое же, как и в Минске, только почти всегда светло. 

Моя задача – обеспечивать бесперебойную работу техники

* * *

Стратегический запас топлива

– Мы попали на Южный полюс в конце декабря и в пределах Антарктиды провели четыре месяца, которые там считаются летними. Из шестерых участников экспедиции трое ездили уже не в первый раз, поэтому представляли всю суровость и непредсказуемость континента. Тем не менее, каждый раз Антарктида открывает что-то новое. Даже для нашего руководителя Алексея Гайдашова, который участвует в экспедициях много лет. Для меня было удивительно, как изменчива погода. В прошлом году было очень много снега, в этом приехали и не можем поверить: неужели это то же самое место? Появились камни, галька, снег и лед так быстро таяли, что с горного купола текли реки. По местным меркам в этот раз было действительно тепло. При температуре 3-5 градусов выше ноля и солнечной погоде снимал футболку. Но есть и обратная сторона у такого тепла. Примерно в четырех километрах от нашей станции обнажились довольно широкие трещины глубиной более 40 метров. Это довольно коварно для участников экспедиции, поскольку рядом пролегает трасса к российской станции Молодежная.

Редкая растительность в этих краях

* * *

Местный ждун

– В прошлом году мы построили первый объект Белорусской антарктической станции. В этом – смонтировали часть платформы под 8-секционный объект и поставили саунно-банный комплекс. Ученые изучали аэрозольно-газовый состав атмосферы, озоновый слой, проводили исследования по геофизике, биологии и микробиологии. Моя задача, как механика, – обеспечивать бесперебойную работу техники: дизель-генераторов, которые вырабатывают электричество, снегоходов, квадроциклов, снегоболотохода для перевозки больших грузов и выполнения тяжелых работ. Планы детально расписаны на несколько лет: станция готовится к тому, чтобы в будущем на ней можно было перезимовать – провести без малого полтора года. Но для этого предстоит проделать много работы – и физической, и научной. 

– Ребята, айда купаться!

* * *

Самое сложное – поймать в кадр закаты и рассветы

– Больше всего на материке не хватает общения с семьей. На нас шестерых отводилось 300 минут звонков, потому что спутниковая связь очень дорогая. Мы их распределяли на четыре месяца и звонили родным, только чтобы узнать, все ли живы-здоровы. В определенное время, на которое договаривались заранее, они могли позвонить нам из Минска, но это тоже недешевое удовольствие. А вот по вещам, еде какой-то не скучаешь. Деньги там не нужны, мобильный тоже. Питание у нас разно­образное – и мясо, и рыба, и фрукты. Даже пару раз шашлыки умудрились пожарить. Хотелось разве что салата из свежих помидоров и огурцов с грядки. Пожалуй, все. Ах да, как истинный байкер еще скучал по мотоциклу. Но мототоксикозом не мучился – рядом были снегоходы. Поеду ли я на белый материк снова? Если жена и сын отпустят, да, потому что вижу, что нужен на станции. И потому что Антарктида мне снится. 

Фото Алексея ЗАХВАТОВА 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter