И скучно, и грустно…

Хоть Грушницкий и был застрелен, «Печорин» на Первом явно дал маху – «Прямо напротив меня сидит жирная корова», – именно с этой фразой вошел в нашу жизнь Печорин-007, «Герой нашего времени» XXI века. За стопроцентную ее точность не ручаемся, но содержание было именно таково – именно в этих выражениях аттестовало свою случайную попутчицу на пути в Пятигорск предложенное нашему вниманию на Первом канале новое экранное воплощение одного из самых удивительных и самых трагических образов русской литературы.

Воплощение это, что и говорить, внешне весьма симпатичное: актер Игорь Петренко недаром полюбился миллионам зрителей после замечательно и с большим чувством исполненных им ролей в картинах «Звезда» и «Водитель для Веры». И кажется, лучшего варианта, чем «отечественный Ален Делон», для хрестоматийного лермонтовского персонажа было сегодня не найти – медийное лицо, обаятельная внешность, ощущение интеллигентного человека… О том же, что Печорин – не просто офицер-красавчик, от одного вида которого млеют все окружающие дамы, но великая страдающая душа, мучимая собственным несовершенством и дисгармонией мира, – об этом создатели шестисерийной экранизации как-то подзабыли.
По крайней мере, ни на что подобное заглавная фигура сериала не намекала ни единожды. Да, время от времени голос главного героя за кадром произносил некие глубокомысленные сентенции, но в сочетании с его поведением они выглядели не более чем красивым позерством, «интересничаньем». Одним словом, никакой не Печорин представал перед нами на протяжении  шести июньских вечеров, а самый натуральный Грушницкий. Недалекая армейщина, набравшаяся где-то пары-тройки умных фраз и умеющая эффекта ради напускать на себя глубокомысленный вид. Господин, звезд с неба не хватающий, ищущий в жизни одних лишь удовольствий.
Вот и получается – встретились как-то на Кавказе два Грушницких. Повздорили из-за юбки. Потом один застрелил другого. И в чем, скажите на милость, конфликт? И зачем было ради этого такой многочасовой (причем с видимыми усилиями до необходимого хронометража растягиваемый) огород городить? Кстати, о юбке. Юбка, как и все прочие костюмы, сшита здесь плохо. Видимо, создатели фильма посчитали, что, коли у них наличествует звезда на главной роли, да к тому же еще с пяток узнаваемых лиц в кадре, то на всех прочих экранных элементах можно особо «не заморачиваться». В результате и прибывшие на воды представители высшего столичного света, и статные военные николаевской эпохи, и даже колоритные исконные жители этих краев – все они выглядели в лучшем случае персонажами некоего забавного водевиля, причем исполненного силами не самой материально благополучной провинциальной труппы.
Впрочем, все это далеко не самое важное. Главным при обращении к классике является, конечно же, не столько форма, сколько содержание. А о нем режиссер-постановщик фильма Александр Котт (в титрах картины, что характерно, упомянутый дважды, в отличие от «автора первоисточника» – М.Ю. Лермонтова) еще накануне показа во всеуслышание заявил: дескать, глубоко неинтересны ему все эти дела давно минувших дней, а интересен герой нашего с вами бурного времени. И посему никакой не страдающей личностью должен быть этот самый Гришка Печорин, а – цитирую – «авантюрным молодым человеком, желающим жить на полную катушку».
Что ж, замечательно. Остается только риторический вопрос: зачем нужно было в таком случае лермонтовский прах тревожить? Разве трудно было самостоятельную историю придумать, на современном материале, и сделать ее в каких-то местах тонко отсылающей зрителя к «Герою нашего времени»?..
Ан нет, шалите! Сиюминутных сериалов у нас сегодня, мало кому интересных, как собак нерезаных, а вот новая версия классического романа – совсем другой коленкор. Такой сериал и профинансируют с куда большей охотой, и в прайм-тайм поставят. Да еще интервью у постановщика центральные издания наперебой будут брать. Так что спасибо вам, Михаил Юрьевич, за мощную информационную поддержку проекта и уж не обессудьте, если мы ваш скучноватый текст и не «крутых» героев слегка взбодрим.
Классики, как известно, защитить себя не могут. Да и все возможные сроки их авторских прав на написанное давным-давно истекли. Хоть на государственном уровне учреждай некую специальную комиссию их условных душеприказчиков из числа лучших писателей, литературоведов, режиссеров, критиков. Предложение по нынешним временам, возможно, диковатое, но куда более диким является факт периодического появления (причем абсолютно бесконтрольного) между классикой и их «благодарными потомками» этаких бойких ретрансляторов-переосмыслителей, авантюрных молодцов, желающих жить и работать легко и непринужденно, на полную катушку.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter