И шок, и радость, и любовь

Современная школа и профессия учителя глазами молодого педагога Свой путь в профессию Екатерина Станилевич, учитель химии и биологии Горковской средней школы Стародорожского района, начала с… разочарования. Когда училась в лицее, пришлось столкнуться с людьми, для которых педагогика не была призванием. Но общение с ними любовь к предмету не уничтожило, наоборот, лишь подстегнуло Катю в ее профессиональных устремлениях. Долго о будущем не размышляла. Видела она, учительская дочка, как мать всецело посвящает себя другим детям, горит на работе. Имея такой пример перед глазами, какую еще дорогу могла выбрать себе Екатерина? И если в первый год учебы в университете ее порой «терзали смутные сомнения» относительно своего выбора, то уже во время практики осознала: сопротивляться учительским генам бесполезно. Для того чтобы стать успешным, педагогу недостаточно просто уметь общаться с детьми — в этом общении дети должны раскрываться. Когда Катя, нет, Екатерина Геннадьевна поняла, что в их с детьми диалоге каждый что-то приобретает для себя, стремится становиться лучше, захотелось дать еще больше своим благодарным слушателям. — Урок у нас — это непринужденный деловой разговор или игра, в которой я могу позволить себе по-доброму пошутить над нестарательным учеником. Но всегда воспитание должно идти от плюса: сначала нужно похвалить ребенка, каждый ведь по-своему талантлив. Моя задача — показать детям другую сторону обучения. Это не тяжелый, заунывный труд, как им может показаться. Познание должно быть построено на интересе. Когда я стала педагогом, узнала много любопытного в области своих дисциплин. Возник вопрос: почему всего этого нам в школе не рассказывали?.. — удивляется Екатерина... Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Современная школа и профессия учителя глазами молодого педагога

Свой путь в профессию Екатерина Станилевич, учитель химии и биологии Горковской средней школы Стародорожского района, начала с… разочарования. Когда училась в лицее, пришлось столкнуться с людьми, для которых педагогика не была призванием. Но общение с ними любовь к предмету не уничтожило, наоборот, лишь подстегнуло Катю в ее профессиональных устремлениях. Долго о будущем не размышляла. Видела она, учительская дочка, как мать всецело посвящает себя другим детям, горит на работе. Имея такой пример перед глазами, какую еще дорогу могла выбрать себе Екатерина? И если в первый год учебы в университете ее порой «терзали смутные сомнения» относительно своего выбора, то уже во время практики осознала: сопротивляться учительским генам бесполезно.

Для того чтобы стать успешным, педагогу недостаточно просто уметь общаться с детьми — в этом общении дети должны раскрываться. Когда Катя, нет, Екатерина Геннадьевна поняла, что в их с детьми диалоге каждый что-то приобретает для себя, стремится становиться лучше, захотелось дать еще больше своим благодарным слушателям.

— Урок у нас — это непринужденный деловой разговор или игра, в которой я могу позволить себе по-доброму пошутить над нестарательным учеником. Но всегда воспитание должно идти от плюса: сначала нужно похвалить ребенка, каждый ведь по-своему талантлив. Моя задача — показать детям другую сторону обучения. Это не тяжелый, заунывный труд, как им может показаться. Познание должно быть построено на интересе. Когда я стала педагогом, узнала много любопытного в области своих дисциплин. Возник вопрос: почему всего этого нам в школе не рассказывали?.. — удивляется Екатерина.

Не нужно, по мнению Кати, долго мудрствовать над разгадкой секрета хорошего педагога. Все начинается с любви к детям и к ней в конечном счете сводится. Причем эту самую главную суть обучения начинаешь понимать, утверждает молодой специалист, только в деревенской школе. Сюда, в агрогородок Горки Стародорожского района, Катя попала по распределению. Мечтала ли о «лучшей доле» старательная студентка в прошлом и сейчас — единственная магистрантка-заочница из 12 поступивших на бюджет факультета естествознания БГПУ имени М. Танка? вопрос в случае с Катей неуместный. Факт работы в сельской местности она восприняла спокойно. Более того, не раздумывая, согласилась и на классное руководство. Вот так сразу окунулась Екатерина в омут школьных дел. На работе ей по нескольку раз в день приходится переключаться с одной темы на другую, с биологии на химию. Но это, оказывается, несложно, если педагогу удается сделать детей своими единомышленниками.

— В начале урока, еще до изучения новой темы, предлагаю детям проблемные ситуации, вопросы, поиск решений и ответов на которые они будут строить на догадках и предположениях. Такая методика хорошо развивает логическое мышление. Если я вижу это в ребенке, мне не жаль ученику, всегда зарабатывавшему пятерки, поставить девять баллов. И, наоборот, за бессмысленно заученный параграф высокой оценки от меня не жди. Хотя и низких баллов не практикую. Считаю, что уже само присутствие ученика на уроке, то есть настроенность на получение знаний, тоже работа, достойная минимальной оценки, — утверждает Екатерина.

Ни один педагогический вуз, думается, не закладывает в готовом виде методику преподавания в умы своих выпускников. Подходы к ученикам, порядок изучения материала или манера воспитания — во всем этом еще и львиная доля самообразования педагога. Екатерина уверенно заявляет, что школьная программа отстает от современной науки на десять лет, вузовская — на пять. Это естественная тенденция. И тем не менее уже во время учебы в университете Катя самостоятельно искала возможности сократить этот разрыв: знакомилась в Интернете с интересными тематическими сайтами, изучала дополнительно литературу, читала периодические издания. В итоге к окончанию вуза подошла с серьезным багажом собственных наработок, которые сейчас помогают ей легко увлекать детей. Ребята не отпускают Екатерину Геннадьевну на переменах и готовы приходить за новыми знаниями после уроков. Ей и самой такая заинтересованность в радость. А лучшим комплиментом за это были слова 11-классников в ответ на очередное новшество педагога в проверке домашнего задания: «Мы не знаем, чего от вас сегодня ждать, как и того, о чем вы спросите, поэтому приходится учить все!..»

Когда слушаешь Екатерину Станилевич, в воображении создается просто идеальная картинка взаимоотношений учителей друг с другом и детьми… Хотя сама Катя на идеалистку не похожа: видит и проблемы в современном школьном обучении, и особую, непростую специфику работы именно в деревенской школе, сформированной большей частью жизненным укладом на селе.

— Когда начала знакомиться с ребятами, меня удивило, даже шокировало то, что многие из них воспитываются в опекунских семьях или приемными родителями. В большинстве случаев это произошло потому, что их родные отцы и матери спились… Не понимаю этих людей. Они показывают своим детям ту темную сторону жизни, к которой им будет легче всего прийти, а ведь нужно, наоборот, показывать детям лучшее... В неблагополучных семьях дети растут угнетенными, нераскованными, их часто подавляют, и педагог это всегда заметит. В первой четверти был и у меня такой ученик, который говорил: «Мне достаточно шестерки». Но я знала, что он умница и способен на большее. Постаралась поднять его самооценку и заметила, что мальчик стал стараться в учебе, — отмечает Екатерина.

Учитель — в первую очередь помощник и друг ученика. Это профессиональный девиз Екатерины Станилевич. Много ли молодых педагогов в наши дни рассуждают так же?.. И сама Катя говорит, что из всех ее однокурсников единицы отправились по распределению в школы с воодушевлением. В основном же от молодых специалистов можно услышать фразы типа: «Два года не срок: пройдет распределение, и прощай, школа!», «Как можно работать за такие деньги: учителя больше тратят, чем зарабатывают».

— Можно работать ради денег, а можно — с удовольствием. В школе все должно быть родное, любимое, иначе сюда идти нельзя. Педагог обязан всегда входить в класс с хорошим настроением, опрятным и собранным, тогда будет примером для детей, — убеждена Катя.

У молодой учительницы очень много планов. В своей лаборантской она нашла «клад»: схему и муляжи завода азотной кислоты и серы, коллекции животных и растений, оборудование, большая часть которого находится в нерабочем состоянии. Такая база нуждается в обновлении или хотя бы в восстановлении. Ученики согласны приложить к этому руку и поэтому сейчас очень мечтают о… лете. Тогда вместе с Екатериной Геннадьевной они отправятся на луг и в лес — собирать новый школьный гербарий и коллекцию насекомых. Оказывается, считать дни до каникул можно не только ради отдыха.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter