И себе, и людям

Деловую инициативу нужно повернуть лицом к местным традициям

По закону жанра путешествий всякий турист привозит из дальних странствий не только впечатления. Обязательный атрибут вояжа — сувенир. Та самая сущая безделица, которая навеет приятные воспоминания, а иногда позовет в дорогу опять. Что сегодня можно привезти из Беларуси? Этот вопрос имеет массу разных ответов. За последние пять лет с национальными брендами в целом разобрались. А что можно привезти из глубинки такого, чем она запомнится надолго? Вот здесь гостя не всегда ждет готовый ответ.


На мой обывательский взгляд, сувенирная индустрия в районах пока относится к проблемным точкам местных туристических маршрутов. Нет, общенациональных имиджевых атрибутов хватает и здесь. Магниты, значки, календари, соломка, лен — все это можно взять на память о нашем крае. Целостное впечатление останется. Однако в этой картине восприятия страны вот чего не хватает: местных традиций, облеченных в материальные послания миру о той точке на карте, в которой турист находится здесь и сейчас.

Правда, есть оговорка. Сделать сувенир — мало. Нужно сделать так, чтобы зацепило и чтобы купили. А это уже целая наука: формат, дизайн, креатив, демократичная цена и размер, который имеет значение, ибо рюкзаки и чемоданы обычно не терпят лишних килограммов. За простым перечислением — азы непростого бизнеса, которые только–только начинают постигать регионы Беларуси.

Ныне, к примеру, Гомельская область готовится к традиционному Международному экономическому форуму, который пройдет в мае. Среди организаторов — Гомельское отделение Белорусской торгово–промышленной палаты. Сейчас здесь думают и о том, как презентовать область деловым людям через имиджевые подарки. Говорят, это важно. Сувенирные ассоциации наравне с другими слагаемыми работают на пользу делу.

И вот тут специалисты обозначают проблему, с которой сталкивались сами. Еще недавно большого труда стоило найти сувениры, которые отражали бы сугубо местные особенности и традиции. Региональная палата стала призывать на помощь ремесленников и мастеров. А чтобы максимально упростить процесс поиска, ныне и вовсе объявила открытый конкурс «Гомельский сувенир», призвав умелых людей обратить взгляды на свое, родное. Недавно подвели итоги. Мастера–победители, сумевшие душевно и небанально трансформировать образ края в сувенирное изделие, получили заказы на изготовление имиджевой продукции для Гомельского отделения БелТПП.

А ведь каждому району есть что сказать приезжему человеку из другой страны или из соседней области. И не только на уровне магнитов и календарей с названиями населенных пунктов на фоне главных местных достопримечательностей. Порой достаточно оживить культурную память предков, чтобы впечатлить туриста.

Кстати, яркий пример тому вот уже второй год показывает проект LIPA.CLUB, объединивший молодых людей вокруг восстановления усадьбы Обуховичей в деревне Великая Липа под Несвижем. Благодаря передвижной выставке белорусской мифологии, созданной ими, жители разных городов страны знакомятся с позабытыми героями легенд. Десятки необычных персонажей возвращаются из старинных преданий. Причем авторы этого проекта настаивают: белорусскую мифологию можно и нужно развивать как полноценное направление сувенирной индустрии. В этом деле перед бизнес–инициативой простирается поле непаханое. От игрушек и одежды до компьютерных игр и мультфильмов.

Разумеется, не сегодня завтра придет понимание, что свое, родное способно приносить не только знания о стране, но и деньги, позволяя развивать ремесла, создавать рабочие места, творчески использовать накопленный веками потенциал. И оно уже приходит. В Ветке, например, местный общепит по собственной догадке придумал печь пряники с орнаментальными символами неглюбских рушников. В скорых планах Житковичского района — создание компании по выпуску сувениров с частицами туровской земли. Гомельская фабрика «8 Марта» расширяет линейку трикотажа с аутентичными узорами. Схожим путем идет мозырское предприятие «НАДЭКС». И не только потому, что сегодня это пробуют делать многие. А потому, что первые попытки связать современные возможности с фишками из прошлого действительно вызывают интерес.

dralukk73@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Владимир ШЛАПАК
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости