Темпы уборки сахарной свеклы пока недостаточны, чтобы успеть до первых морозов

И себе, и людям

НА вчерашний день конечный выход продукта достиг свыше 150 тысяч тонн, ежесуточная прибавка — 5—5,5 тысячи. Выше, чем в прошлом году, объемы переработки — до 38 тысяч тонн на всех четырех предприятиях. Больше всего на Слуцком сахарорафинадном и Городейском сахарном комбинатах. 

ПОЛНОСТЬЮ подтверждают свою эффективность сырьевые зоны, которые закреплены за каждым заводом. Сырье поступает из 389 свеклосеющих хозяйств 48 районов Минской, Гродненской, Брестской и Могилевской областей. Солидную помощь аграриям оказывают механизированные отряды предприятий. Так, в распоряжении Слуцкого сахарорафинадного комбината шесть мощных комбайнов. Сейчас они работают круглосуточно, за каждым закреплено по четыре механизатора. Четыре комбайна на Городейском сахарном комбинате.

В этом году проплачена практически половина заготавливаемого сырья. Таким образом, сахарные заводы сами позаботились о бесперебойном обеспечении. Авансируются и прямые договоры. Так что значительная часть оплаты уже поступила на счета сельхозпредприятий. Даже за корнеплоды, которые еще на плантациях. Простимулировали и хозяйства, начавшие уборку раньше. А за сдачу сырья поздних сроков доплата 20 процентов. Отдельные бонусы за сахаристость.

Новый уборочный сезон в первую очередь отличается объемом валового сбора. Он будет больше прошлогоднего на 200—300 тысяч тонн. А всего планируется собрать 4,5—4,6 миллиона тонн. Такие цифры назвал корреспонденту «СГ» начальник управления координации и развития сахарной и консервной отраслей концерна «Белгоспищепром» Николай Коломыс.

А вот сахаристость, к сожалению, ниже уровня прошлого года на 1,4—1,5 процента. Пока только в слуцкой сырьевой зоне сумели выйти на базовую величину в 16 процентов. Но свекла еще растет, и специалисты концерна уверены, что положение исправится в ближайшие 5—8 дней. Не подвела бы только погода.

Сейчас ежесуточно заготавливают около 60 тысяч тонн сахарной свеклы. В ближайшее время планируют поднять эту планку до 70—80 тысяч, чтобы успеть завершить уборку до морозов. Проблема с железнодорожным транспортом. Не хватает полувагонов — их ежедневно нужно до 400 штук. Правда, руководство БЖД обещает в ближайшее время перебросить вагоны, которые в Украине. Тогда положение выровняется, уверен Николай Коломыс.

На перевозке задействовано также 1100 большегрузных автомобилей от 20 тонн и выше. К работе привлекли транспорт сельхозтехники, автобаз, частников. Дело выгодное, оплата своевременная, на протяжении трех-четырех дней.

В этом году «Белгоспищепром» рассчитывает получить не менее 600 тысяч тонн сахара. В прошлом, напомним, произвели 592 тысячи тонн. Поэтому, даже с учетом снижения сахаристости, общие объемы не потеряем. Потребности нашего внутреннего рынка — примерно 360—380 тысяч тонн. Порядка 200 тысяч тонн традиционно реализуется населению. Остальная часть идет для «кондитерки» и на другие цели при гарантированно высоком качестве.

Еще в 2004 году Беларусь вышла на обеспечение сахаром за счет собственных сырьевых ресурсов. Теперь это экспортно ориентированный продукт. Правда, мировая сахарница сегодня полна, а цены зависят от конъюнктуры рынка. Она может меняться чуть ли не ежедневно. В таких условиях приходится искать новые адреса поставок. Сегодня экспорт налажен в 14 стран мира. Причем благодаря его диверсификации значительно, с 79,4 до 51,6 процента, снизилась доля России. Страна остается нашим основным торговым партнером, но зависимость от потребностей ее рынка уже не столь велика, как раньше. 

За восемь месяцев всего за рубеж поставлена 301 тысяча тонн — плюс 35 процентов к прошлому году. И сумма получилась солидная — 150,9 миллиона долларов. Экспортируем также побочные продукты сладкого производства — жом и мелассу.

shevko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter