И сам не плошай...

Письмо в редакцию

На каникулах детвора окунается в желанную свободу с головой, порой даже в самом прямом смысле — так манят летом речки, озера, да и велосипеды, ролики застоялись. Однако обязанность взрослых сделать все возможное, чтобы радость каникул, да и вообще радость жизни наших детей ничем не омрачалась. Конечно, многому ребят должны научить в семье. Но практика показывает: современные бесконечно занятые мамы и папы предпочитают переложить свои наставнические функции на школу и профессионалов.


В нашей стране безопасность детей — задача государственной важности. И чтобы родители могли спокойно трудиться, они должны быть уверены: их дети в безопасности. К сожалению, пока поводов для беспокойства хватает. Дети нередко попадают в опасные, а иногда и смертельно опасные ситуации. Можно вспомнить убийство девочки в районе улицы Седых в Минске, смерть двух мальчиков в бассейне минской гостиницы «Беларусь», гибель детей в результате шалости со спичками, несоблюдения правил дорожного движения, правил купания в водоемах, гибель от отравлений, электротравм. Да и от посягательств преступников они не застрахованы. Вообще, познавая мир, ребята нередко сталкиваются с опасностью и становятся жертвами своего незнания или беспечности. У них нет опыта, способствующего пониманию риска, не сформированы навыки безопасного поведения в экстремальных ситуациях, отсутствует защитная психологическая реакция на угрозу, свойственная взрослым. Большинство школьников просто не знает, что надо делать в той или иной чрезвычайной ситуации, и поэтому часто поступает ошибочно. Причем чрезвычайным для ребенка может стать любое событие, выходящее за рамки привычного быта. Поэтому так необходимы соответствующие воспитание и обучение, т.е. выработка основ безопасного поведения.


Систематически разъясняя, что такое опасность и как ее избежать, можно подготовить детей и подростков к правильным действиям в чрезвычайных ситуациях. Безопасность для школьника — не заучивание правил, а формирование образа жизни, когда ребенок учится избегать опасностей, а не провоцировать их. В семье обучение детей и подростков правилам элементарной безопасности часто ведется бессистемно и не в полном объеме. В образовательных учреждениях обучение проводится планомерно, с учетом особенностей возраста и психологии ребенка. Кроме того, важно закрепить полученные на занятиях навыки, общаясь со своими ровесниками. Ведь в жизни возникают ситуации, когда спасти могут только сверстники, потому что рядом нет взрослых. Чрезвычайные ситуации возникают где угодно: дома, на транспорте, на предприятии, во время отдыха на даче или на природе. Так несколько лет назад в Воложинском районе из–за незнания потенциальной опасности при топке печи погибло несколько старшеклассников, выехавших самостоятельно на пикник в сельский дом.


Значительное место среди пожаров занимают бытовые возгорания. Чтобы их ликвидировать, нужно знать, как поступать в подобных случаях. О необходимости обучения действиям при чрезвычайных ситуациях говорится в Директиве Президента от 11 марта 2004 года № 1, в постановлении Совета Министров «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2001 г. № 1281», где конкретно определен вопрос обучения школьников безопасности.


В 2004 году в школах ввели обязательный курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Сегодня уже ясно: новшество дало положительные результаты, главное — значительно уменьшилось количество случаев гибели детей и подростков в чрезвычайных ситуациях. Занятия по ОБЖ нравятся школьникам. Эти уроки не только учат, но и воспитывают. При этом не увеличивают нагрузку, а, скорее, снимают усталость у ребят. Ведь домашних заданий по ОБЖ не предусмотрено, ошибки не наказываются плохой оценкой, а, наоборот, обсуждаются, чтобы найти правильные решения. Благодаря урокам ОБЖ многие школьники не только сами сумели избежать несчастий, но нередко спасали других. Восьмиклассница из Бобруйска спасла тонувшую взрослую женщину. Ученик 4–го класса Дятловской школы Саша Франюк спас первоклассника, провалившегося под лед посередине водоема. Из горящей квартиры вынесла шестилетнего ребенка первокурсница Гомельского государственного университета Анастасия Шестерикова — она использовала навыки по ОБЖ, полученные в школе. Гомельчанка Анна Шахрай на отдыхе в Италии также спасла ребенка. Итальянская пресса назвала ее «белорусским ангелом».


Урок безопасности жизнедеятельности исключительно важен и ни в коей мере не может быть в тягость, тем более что и проводится один раз в две недели.


Н.ЯКОВЛЕВА, зав. лабораторией проблем здоровьесберегающей образовательной среды и ОБЖ НМУ «Национальный институт образования», кандидат педагогических наук; Е.ГУНЬКО, начальник отдела организации обучения населения и работающих филиала ГУО ИППК МЧС; Т.ЗАГВОЗДКИНА, главный специалист отдела организации обучения населения и работающих филиала ГУО ИППК МЧС.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter