Беларусь Сегодня

Минск
+19 oC
USD: 2.03
EUR: 2.28

Как Гродненщина и Подляское воеводство развивают судоходство

И река станет морем

Еще несколько лет назад любители международного водного туризма могли довольствоваться только сплавами на байдарках. И лишь с открытием пункта пропуска «Лесная — Рудавка» появилась возможность пересекать границу с Польшей, имея собственное или арендованное маломерное судно. С 1 мая вновь началась навигация — по каналу и по Неману пошли теплоходы, яхты и прогулочные катера. Как развивается международное судоходство на Гродненщине и что даст включение во внутренние водные пути страны нового отрезка Августовского канала длиной в 22 километра?

Граница между Польшей и Беларусью проходит вдоль шлюза Кужинец.

Когда «Августов» дойдет до Августова?

Гродненские бизнесмены начали перевозить туристов на маломерных судах за границу практически сразу после того, как заработал пункт пропуска «Лесная — Рудавка». Сергей Савосик управляет двухэтажным кораблем «Августов», длина корпуса которого 12 метров. На первом этаже расположены две каюты и кухня, а еще санузел и душ. На втором этаже мансардного типа — капитанское место, а также оборудован небольшой мангал. Судно способно принять на борт максимум 12 человек.

— Те два сезона, что мы работаем, практически каждые выходные выплывали за рубеж. Путешествие в Польшу занимает от 6 до 8 часов в зависимости от прохождения границы, — рассказывает капитан «Августова»— Все по-серьезному: таможня, пограничники. Поначалу было много вопросов в техническом плане. В те времена, когда пункт пропуска не был задействован в полной мере, местные жители понастроили себе мостиков, чтобы переходить на другую сторону канала. Но со временем эти вопросы урегулировали. Мы отчаливаем от шлюза Домбровка и доходим практически до города Августов. В курортный городок не можем попасть, так как седьмой шлюз Свобода (47-й километр канала) по польской территории вот уже два года закрыт на ремонт. Кроме того, время в пути тогда превысит 12 часов, а людям, не искушенным плаванием, достаточно сложно это выдержать. Слышал, что в этом году Свободу откроют, вот тогда мы обязательно попадем в Августов по воде.


Желающих совершить такую долгую водную прогулку поначалу искали просто — раздавали визитки в городе, а вот сейчас работает сарафанное радио:

— В этом году заказы есть уже даже на июнь. По классификации судов следующим в списке после технических характеристик «Августова» идет уже полноценное судно, на управление которым нужны более серьезные документы: диплом об окончании Гомельского судоходного училища и другие бумаги.

«Августов» — это самоделка, он построен в Гродно совместными усилиями местных умельцев. За время своей работы Сергей Савосик перекатал на нем тысячи человек, гостей, пожалуй, из всех стран Европы. Туристы просто в восторге от живописных видов, которые открываются им на всем протяжении пути.


По мнению капитана, на польской стороне инфраструктура и сервис по-прежнему отличаются от белорусских:

— Доставляем своих путешественников до местечка Микошувка, где есть возможность переночевать. Недорогая гостиница с замечательным обслуживанием. Но люди обычно едут в одну сторону, потому что не у всех есть возможность кататься двое суток. Обратно до границы в основном набираем группу поляков. Если изначально все собираются заночевать, то чаще всего выбирают конечным пунктом шлюз Горчица.  

«Ольга Соломова» готовится к выходу

Транспортный и пассажирский флот на реке Неман существует вот уже более ста лет. В конце ХIХ — начале ХХ века пароходы «Барон Гинзбург», «Орел» и «Русалка» ходили по реке с духовыми оркестрами на борту, совершая рейсы по выходным дням. Шел сплав плотов для переработки древесины в Гродно из верховьев Немана, вверх-вниз по течению ходили буксирные теплоходы. Сегодня филиалом «Гродненский участок РУП «Белводпуть» обслуживается 92 километра реки от деревни Щетица до границы с Литвой.

Начальник филиала «Гродненский участок» республиканского унитарного Днепро-Двинского предприятия водных путей «Белводпуть» Александр Маскалевич встречает нас возле небольшого музея под открытым небом. Здесь собраны якоря, многие из которых найдены во время чистки речного дна. Заводские и самодельные, есть даже якорь-кошка, которым вылавливали бревна разрушенных плотов. На пути «из варяг в греки» воины теряли в неманской воде доспехи, пушки, мечи. Часть этого добра поднята со дна и передана Гродненскому государственному историко-археологическому музею.

— После строительства Гродненской ГЭС участок Немана, который мы обслуживаем, поделен на два бьефа, — вводит в курс дел руководитель предприятия. — Первый участок — от границы с Литвой до гидроэлектростанции, второй — от плотины до Щетицы. На них мы обеспечиваем гарантированные глубины. Река Неман — своего рода международный водный транспортный треугольник, связывающий Беларусь с Литвой по реке и с Польшей через Августовский канал. В настоящее время решается вопрос включения Августовского канала в реестр внутренних водных путей страны, что позволит теплоходу «Ольга Соломова» совершать прогулочные рейсы по каналу.

Основной вид деятельности филиала — обеспечение безопасных судоходных условий на обслуживаемых участках реки. Специалисты устанавливают знаки судоходной обстановки, изучают, очищают и углубляют русло. Помимо основной деятельности, речники оказывают услуги по перевозке песчано-гравийной смеси водным транспортом. Она отгружается по заявкам клиентов в основном строительной индустрии города. Это более экономично по сравнению с другими видами.

— До 1990-х годов более 70 процентов города было построено на песке, который перевезли гродненские речники. В лучшие времена было задействовано более 15 кораблей, 12 барж, которые доставляли до миллиона тонн песка в год. Сегодня так приходит всего 100—150 тысяч тонн в год. Сейчас, например, принимаем участие в строительстве базы отдыха «Привал», где благоустраивается прибрежная полоса Немана. Кроме пирса и причала для малого речного транспорта там будет построен пешеходный мост. Еще одно направление — перевозка пассажиров. У нас есть единственный пассажирский теплоход «Ольга Соломова», которому уже почти 60 лет. В 2006 году был проведен капремонт, когда он получил вторую жизнь. Он не является круизным кораблем, но и прогулочные поездки пользуются спросом.

Шлюз Домбровка готов к началу летнего сезона.

В первый раз «Ольга Соломова» отправилась из Гродно в Друскининкай с пробным разовым рейсом, в то время как в литовском курортном городе проходил II Белорусско-Литовский форум регионального сотрудничества. Впервые за историю суверенной Беларуси судно под белорусским флагом оказалось на территории Евросоюза. Первая попытка возобновить когда-то существовавший водный туристический маршрут прошла успешно. Тогда впервые зашла речь о восстановлении судоходства и развитии международного судоходства в приграничной зоне двух стран. Много говорилось о том, что в будущем между городами могли бы протянуться не только туристические маршруты, но и водное пассажирское транспортное сообщение.

— Эта идея не забылась, хотя продвигается очень медленно, — поясняет собеседник. — У нас есть комиссия, утвержденная Минтрансом, которая этим вопросом занимается.

— В чем же загвоздка?

— Дело в том, что река Неман обслуживалась и обслуживается постоянно. У них в основном транспортное судоходство осуществляется за Каунасской ГЭС. Там точно такая же глухая плотина без шлюза, которая не позволяет проходить судам. В этом году появились подвижки по включению необслуживаемого участка от границы до литовского города Друскининкай во внутренние водные пути страны. Пока участок не обслуживается, а потому пассажирские суда там ходить не могут. Когда эти вопросы будут решены, тогда, теоретически, мы сможем ходить вплоть до Каунаса. В том числе и перевозить грузы. Именно над этими вопросами работает постоянно действующая белорусско-литовская комиссия.

Совместная работа с речниками Литвы по восстановлению судоходства от Привалки и далее на их участке Немана до Каунаса началась еще в 2011 году. Проходит она в рамках трансграничного сотрудничества и все еще перспективна, потому что в плотине Каунасской ГЭС предполагается сооружение судопропускного шлюза. Тогда Гродно будет иметь выход к Балтийскому морю.

А в сторону Польши? Там тоже есть нерешенные вопросы. На пути в Августов — низкие мосты, ограничивающие хождение судов, габариты которых по высоте более 4 метров, но, тем не менее, позволяющие ходить маломерным моторным судам, которые успешно посещают нас. А мы обеспечиваем им безопасный отстой в нашем затоне.

Уроки плавания

Неман — река сложная. Дно ее после прохождения ледника устлано каменисто-глиняными образованиями. Песок постоянно перекатывается, образуя ямы, отмели, островки.

— Сильное течение, полугорный режим и отсутствие осадков делают свое дело, — утверждает Александр Маскалевич. — В летний период обнажаются камни. Уровень воды в нижнем бьефе значительно падает. Эта проблема касается и других рек страны.

Хотя навигация из-за теплой весны началась в конце марта, теплоход «Ольга Соломова» возьмет на борт пассажиров только в мае.

— Перевозка пассажиров оставляет желать лучшего, — сетует Александр Маскалевич. — Ежегодно наш теплоход перевозит около 17 тысяч пассажиров. Надеемся, после включения канала во внутренние водные пути страны эта цифра увеличится в разы.

Две стороны шлюза Кужинец

Граница между Беларусью и Польшей проходит вдоль шлюза Кужинец, который расположен в пункте пропуска «Лесная — Рудавка». Получается, одна створка ворот принадлежит польской стороне, а вторая — белорусской. Так кто же должен производить ремонт в случае необходимости? Логично предположить, что сделать это совместными усилиями будет проще и быстрее. С этим полностью согласен генеральный директор ОУП «Гродномелиоводхоз» Борис Богданец:

— Шлюз Кужинец, который строился польской стороной, пострадал от времени. Можно сказать, вышел из строя. Коллеги из Польши изначально отказывались ремонтировать, однако было понятно, что если эта работа не будет проведена, то о серьезном судоходстве на канале можно будет забыть. Вопрос подняли на совместном белорусско-польском заседании и неожиданно нашли поддержку у руководства гмины. Договорились, что, пока нет соглашения об эксплуатации этого шлюза, расходы по восстановительным работам поделить пополам. Несколько недель назад приступили к этой задаче. В результате в максимально короткий срок ворота отремонтированы. Могу гарантировать, что в ближайшие пять лет новых вложений не потребуется. Камеры будут работать исправно, пропуская маломерные суда.

Генеральный директор «Гродномелиоводхоза» Борис БОГДАНЕЦ хранит много фото канала с момента начала его реконструкции.

На сегодняшний день «Гродномелиоводхоз» является собственником канала. Как будет дальше — решит время.

— Сезон навигации мы открыли раньше положенного срока. Весна выдалась теплой. В конце апреля официально открылся пункт пропуска «Лесная — Рудавка», после чего к нам начинают плыть польские суда. Кроме нашего теплохода «Неман», заключен договор на обслуживание с фирмой, у которой есть судно «Августов», и еще с одной организацией, имеющей два малогабаритных судна и пять моторных лодок. Все они будут работать как на нашей, так и на польской территории. Правда, до самого Августова они пока не дойдут в связи с продолжающейся реконструкцией шлюза на польской территории.

Польская Венеция

Августов — небольшой уютный городок, в котором проживает около 30 тысяч жителей. Расстояние от Гродно — около 80 км. В общем, обычный райцентр в нашем понимании. Кроме рукотворной артерии здесь целый каскад живописных озер. Летом сюда устремляются сотни тысяч любителей активного водного отдыха со всей Польши, а также из многих стран Евросоюза. Поэтому в городе огромное количество всевозможных отелей, пансионатов, домов отдыха, турбаз, кемпингов. Здесь же стоят те самые яхты, парусники, катера, которые потом сдаются напрокат. Промышленности здесь нет, поэтому воздух кристально чист и свеж.

От пристани речного порта каждые полчаса отправляются прогулочные теплоходы и гондолы. Чем не Венеция? Очень популярны сплавы на байдарках и надувных плотах. Для польской стороны Августовский канал — это национальная гордость.

— Мы намерены и дальше совместно с белорусской стороной продвигать этот уникальный объект на внутреннем и международном туристических рынках, — рассказал член правления сейма Подляского воеводства Марек Малиновский— Ежегодно на польской части Августовского канала проводится огромное количество мероприятий. Тем не менее надо постоянно работать над созданием новых маршрутов, повышением интереса к каналу во всем мире. Этому может поспособствовать включение канала в список ЮНЕСКО. И над этим надо работать обеим сторонам.

Главный вопрос состоит в том, что белорусская часть канала не может существовать без польской. Именно Мазурские озера подпитывают канал своими водами. В совместном сотрудничестве заинтересованы обе стороны. Наши специалисты постоянно находятся на связи с коллегами из Августова, которые подчиняются управлению Белостокского водного транспорта. Поляки обязательно пре­дупреждают белорусов о сбросе воды, если у них нет воды — просят перекрыть шлюзы на Кужинце, если у нас нет воды — тогда белорусы звонят с просьбой открыть шлюз.

— Очень тесно сотрудничаем с белорусскими коллегами, — рассказывает польский шлюзовщик Войтек. — Скоро по каналу поплывут байдарки и яхты. Работаю уже давно. Могу сказать, что наши путешественники возвращаются домой, в Польшу, с самыми лучшими впечатлениями. Ни разу не слышал никаких жалоб или нареканий.

Вопросы внутренние

На территории Гродненщины во внутренние водные пути страны включен 92-километровый участок реки Неман. В настоящее время готовится решение о прибавлении к нему 22-километрового отрезка белорусской части Августовского канала. Это откроет судоходный путь из Польши и Литвы не только по каналу, но и по Неману. Еще предстоит определить правовые аспекты для принятия решения.

Купаться в канале запрещено, а вот смотреть и фотографироваться — пожалуйста.

Что это даст? Заместитель начальника управления спорта и туризма Гродненского облисполкома Татьяна Лидяева знает ответ:

— Количество маломерных судов увеличивается. В прошлом году — практически в три раза по сравнению с позапрошлым годом. Для нас это огромная возможность развивать международное судоходство, а Августовский канал превратить в трансграничную водную артерию. В наших силах организовать событийные мероприятия, водные фестивали, на которые сможет приплыть большое количество маломерных судов, яхт, популярных за границей плавучих домов. На наших пристанях в областном центре планируется расширять сервис для водных туристов.

КОМПЕТЕНТНО

Виктор ЛИСКОВИЧ, заместитель председателя Гродненского облисполкома: 

— Месяц назад состоялось пятое заседание рабочей группы по развитию Августовского канала. Прошло оно в Польше и очень конструктивно. Это был подготовительный этап перед приездом маршалка Подляского воеводства Артура Косицкого в Гродно. Хочу отметить, что все наши договоренности получили дальнейшее развитие. В частности, по использованию водного пути, решены вопросы, касающиеся совместного использования и эксплуатации канала. Речь идет о ремонте шлюза Кужинец, который был выполнен в кратчайшие сроки. В центре внимания — очередной туристический сезон на уникальном гидротехническом объекте, расположенном на территории двух стран. Если раньше такие рабочие группы проводились один раз в полгода, то сегодня есть договоренность о встрече не менее одного раза в квартал. Также речь идет о расширении полномочий группы, чтобы рассматривать не только развитие самого канала, а в целом туризма Гродненщины и Подляского воеводства. Следующая встреча запланирована в июне, во время проведения II Европейских игр. Польские коллеги побывают на открытии грандиозного спортивного мероприятия, встретятся с руководством Минспорта. 

С тех пор как заработал сезонный пункт пропуска «Лесная — Рудавка», белорусско-польскую границу могут пересекать туристы-водники, а также те, кто путешествует пешком или на велосипеде. В 2018 году такой возможностью воспользовались более 3 тысяч человек. Увеличение количества зарубежных гостей связано и с безвизовым режимом. В прошлом году таких туристов было более 90 тысяч. Больше трети из них — граждане Польши.

kondratsieva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
3.33
Загрузка...
Новости и статьи