И прильнула страна к телеэкранам

ПРИБЛИЖАЛАСЬ знаменательная дата, которую задолго готовились отмечать всей страной, дружно и торжественно, — 30 лет Победы над фашистской Германией. В ряду множества проектов особым стал соцзаказ «Мосфильму» о подготовке картины, способной соответствовать святому юбилею нашего Отечества. Так в августе 1973 года на экраны вышел фильм, которому суждено было стать легендой, — «Семнадцать мгновений весны».

40 лет назад, 11 августа 1973 года, в СССР начался показ фильма «Семнадцать мгновений весны»

ПРИБЛИЖАЛАСЬ знаменательная дата, которую задолго готовились отмечать всей страной, дружно и торжественно, — 30 лет Победы над фашистской Германией. В ряду множества проектов особым стал соцзаказ «Мосфильму» о подготовке картины, способной соответствовать святому юбилею нашего Отечества. Так в августе 1973 года на экраны вышел фильм, которому суждено было стать легендой, — «Семнадцать мгновений весны».

Картина-киношедевр. Этот фильм еще и рекордсмен. От 1973 года и до наших дней он бывал в эфире по три-четыре раза в год, иногда число показов превышало десяток. Наконец, «Семнадцать мгновений весны» — это первый и единственный в мире фильм, который однажды показывали с утра и до ночи, без перерыва, все 12 серий подряд!

В его основе лежал сюжет одного из романов популярного писателя Юлиана Семенова — автора многочисленных книг о приключениях советского разведчика Исаева, работавшего в фашистской Германии под именем Макса Отто фон Штирлица. Этот уникальный телепроект состоялся лишь благодаря таланту и настойчивости режиссера Татьяны Лиозновой.

Не только на главные, но даже на эпизодические роли в этом фильме были приглашены известнейшие актеры. Главную роль — Исаева-Штирлица — сыграл Вячеслав Тихонов. Образ его основного противника — шефа нацистской политической полиции (гестапо) Мюллера — прославил уже немолодого Леонида Броневого. В ролях антифашистов, помогавших Штирлицу в его борьбе, выступили Ростислав Плятт (пастор Шлаг) и Евгений Евстигнеев (профессор Плейшнер). В числе актеров, сыгравших руководителей фашистской Германии, ее разведки и армии, были Юрий Визбор (Борман), Олег Табаков (Шелленберг), а также Николай Гриценко (генерал в поезде).

Единственная крупная женская роль в этом фильме досталась актрисе Екатерине Градовой (советская разведчица-радистка Катя Козлова, она же Кэтрин Кин). Однако зрителям запомнились и эпизодические женские образы: великолепная фрау Заурих (Эмилия Мильтон), Габи (Светлана Светличная), а также пьяная проститутка из бара (Инна Ульянова). Воистину народными стали песни Микаэла Таривердиева, исполненные Иосифом Кобзоном.

Съемки «Семнадцати мгновений весны» начались 11 апреля 1971 года в Берлине. В течение двух лет съемочной группе пришлось поколесить по свету — по Германии, Прибалтике и Грузии. Когда работа близилась к концу, оказалось, что выход ленты на экраны под большим вопросом: закончились деньги. Из-за обилия актеров, декораций и нарядов картина получилась настолько дорогой, что не хватило средств на 12-ю, заключительную, серию.

Кстати, ни одного костюма не выпускали без утверждения консультанта полковника Брауна, который в свое время служил в разведке. Уточнялось все — от маленьких значков до петлиц и погон. Костюмы шили мастера из генеральских ателье. Когда группа приехала на съемки в Германию, немцы так безграмотно одели массовку, что у режиссера испортилось настроение. Спасла ситуацию художник по костюмам. Дело в том, что из Советского Союза она привезла шестьдесят ящиков костюмов. Только для Вячеслава Тихонова заготовили сто рубашек — их негде было стирать, к тому же не было костюмера, которого из экономии не зачислили в группу. В итоге на следующий день статистов одели так, что немцы были просто потрясены. Сериал показали почти сразу после окончания монтажа. Первую серию советские зрители увидели 11 августа 1973 года в 19.30 по первому каналу ЦТ. Успех был ошеломляющий.

Интересные факты из «Семнадцати мгновений весны»

Помните характерное движение головой, дергание шеей у Мюллера-Броневого? Лиознова была в восхищении от умения Броневого одним жестом подчеркнуть раздраженное состояние шефа гестапо. А на самом деле просто воротничок рубашки в одной из сцен оказался для актера узким, ему это не нравилось, и он дергался. Но решили все это оставить и придумали такой тик для Мюллера.

Председатель КГБ Юрий Андропов просил изменить в фильме две детали: убрать из титров фамилии реальных консультантов с Лубянки, поскольку это были действующие офицеры разведки, и добавить эпизод о рабочем движении Германии. Мол, в сериале слабо отражена роль немецкого пролетариата. Первое пожелание выполнили легко, а над вторым пришлось поломать голову. К счастью, Татьяна Лиознова вспомнила, что у нее были кадры хроники с Эрнстом Тельманом. В итоге эту сцену ловко вмонтировали в уже готовую серию. Вообще же, вся картина производит иллюзию документальности. Чтобы создать ее, Лиозновой пришлось просмотреть десятки километров военной кинохроники — и нашей, и немецкой.

Были на площадке и забавные истории, которые со временем стали байками. К примеру, когда Штирлиц раскладывал из спичек различные фигурки или рисовал картинки, в кадре крупным планом появлялись чужие руки. Дело в том, что у Вячеслава Тихонова на левой руке красовалась юношеская шалость — наколка «СЛАВА». Как ее ни гримируй, все равно будет заметно. Если присмотреться, Тихонов даже на общих планах старается спрятать тыльную сторону ладони от зрителя. Так что руки Штирлица на самом деле принадлежат ассистенту художника Феликсу Ростоцкому. Кроме того, он писал телеграмму за Евгения Евстигнеева, у которого просто был плохой почерк.

На главную роль пробовались Олег Стриженов и Арчил Гомиашвили. Кандидатуру последнего, только-только прославившегося на всю страну как Остап Бендер в фильме Леонида Гайдая «12 стульев», лично отстаивал автор романа Юлиан Семенов. Но в итоге Штирлица сыграл Вячеслав Тихонов. Долго не могли найти актера на роль Гитлера. Пробовался даже Леонид Куравлев. Получалось неубедительно. В конце концов Адольфа Гитлера сыграл немецкий актер, а Куравлеву досталась роль одноглазого эсэсовца Айсмана.

Главной конкуренткой Екатерины Градовой, сыгравшей русскую радистку Кэт, была Констанция из «Трех мушкетеров» Ирина Алферова. На роль жены Штирлица пробовалась Светлана Светличная, которую позже утвердили на роль Габи, влюбленную в главного героя. А супругой советского разведчика было суждено стать актрисе Театра Вахтангова Элеоноре Шашковой, которую привели на площадку за день до съемок. Сцены свидания в кафе в романе не было. Ее предложил вставить Тихонов после общения с одним из разведчиков. Оказывается, многим нашим резидентам устраивались такие бесконтактные встречи с родными. Кстати, сперва режиссер собиралась показать не только жену Штирлица, приехавшую на встречу, но и маленького сына, которого разведчик еще якобы не видел. Но после кинопроб Татьяна Лиознова поняла, что ребенок будет отвлекать внимание, и отказалась от этой идеи. А ребенка радистки Кэт играли сразу шесть младенцев — съемки шли долго, а дети росли.

Многое строилось на импровизации. Например, собака (ну, которая «Чей же ты, дурашка?») вообще попала в кадр случайно. Штирлиц загнал свой «Мерседес-Бенц» во двор коттеджа, и тут неожиданно появился этот пес, которого хозяин отпустил с поводка. Он просто подошел и положил морду в руки Тихонову. Камера продолжала работать, Тихонов продолжал играть, импровизируя, в то время как съемочная группа вместе с хозяином дворняги с трудом сдерживала слезы. Особая тема — музыкальное оформление фильма. Микаэл Таривердиев написал для фильма 18 мелодий, но в картину вошли только две.

Целая эпопея была с исполнителями песен. Прослушали всех лучших певцов Советского Союза, в том числе Лещенко, Ободзинского, Магомаева, подумывали о Толкуновой. В итоге остановились на кандидатуре Иосифа Кобзона. Но Таривердиев был категорически против: они из-за чего-то поссорились накануне. Так что когда Кобзон записывался, режиссеру приходилось расставлять на лестничных клетках кордоны, которые извещали ее о приближении композитора!

Еще два любопытных факта: в самом финале Штирлиц садится отдохнуть перед возвращением в Берлин, а мимо проезжают «Жигули» и «ЗИЛ» с прицепом. Видимо, победа совсем близко. Про «истинных арийцев» и «нордические характеры» — это изобретение сценариста. В настоящих личных делах сотрудников СС такого не было.

Поначалу режиссер фильма Татьяна Лиознова собиралась пригласить на роль Мюллера Всеволода Санаева. Броневому она предложила стать Гитлером. Леонида Сергеевича загримировали, сделали фотопробы — сходство оказалось поразительным! Но жена актера Виктория запротестовала: «Только не Гитлер!!! В крайнем случае соглашайся на Мюллера…»

Броневой не был похож на прототип персонажа, скорее, реального Мюллера напоминал Вячеслав Тихонов, но в данном случае портретное сходство было совершенно не важным. В сценарии Гитлер был фигурой одиозной, карикатурной, играть было особо нечего. А Мюллера, наоборот, выписали тонко.

Когда на просмотры приезжал генерал Семен Цвигун, главный консультант от КГБ на фильме, он недовольно кивал на Юлиана и говорил: «А этот что тут делает?..» Что касается Цвигуна, то с ним связан такой забавный эпизод. Во время одного из просмотров он, едва пошла пленка, включил настольную лампу и сделал какие-то пометки в блокноте. Снова темнота, и затем почти сразу лампочка — щелк! Потом снова — щелк!.. И так много раз. Когда наконец просмотр закончился, Лиознова спрашивает: «Неужели у вас так много замечаний?» На что консультант ответил: «Да что вы! Это я записывал то, что мне особенно понравилось…»

Впрочем, не Цвигун оказался ключевой фигурой на фильме. Когда его назначили, Лиознова сразу сказала: «Зачем нам нужен консультант, который будет появляться у нас на съемочной площадке раз в месяц? Дайте нам такого, который будет с нами работать постоянно!» И тогда назначили полковника Георгия Пипия, который стал приезжать каждый день, как на работу! Позднее он сам говорил, что это были его самые счастливые годы работы в КГБ. Он полюбил кино и понимал его так, как может его понимать человек, чья обязанность — разбираться в психологии людей.

Вячеслав Тихонов создал живой, сложный характер. Актеру удалось показать насыщенную внутреннюю жизнь персонажа, точность и лаконизм жестов и мимики, тонкий психологизм, игру на подтекстах, едва заметную смену настроений, умение «держать» крупные планы, глубокое понимание специфики актерской работы в кино.

Актер вспоминал: «Для меня это была обычная актерская работа. Дали роли, мы их должны были исполнить. Сценарий был написан точно по роману. Поэтому ничего особенного от меня не требовалось. Только поверить в предлагаемые обстоятельства мне, человеку, который много моложе своего героя и через все это не проходил. Мне надо было убрать из-под Штирлица пьедестал, контурность, суперменство, которые так и лезли из всех фильмов про разведчиков…»

Образ Штирлица был создан Тихоновым настолько достоверно, что в реальность его существования поверили не только миллионы зрителей, но и сам Леонид Ильич Брежнев. Посмотрев «Мгновения», он даже отдал распоряжение разыскать разведчика Исаева и присвоить ему звание Героя Советского Союза. Генсеку объяснили, что Исаев — это всего лишь роль, блестяще исполненная артистом. «Жаль», — покачал головой Брежнев…

Фильм мог и не появиться на экранах: просмотрев «Семнадцать мгновений весны», член Политбюро ЦК КПСС Михаил Суслов высказался за запрет показа. Главным аргументом было то, что в нем «не показан подвиг советского народа в войне». Его позицию поддержали советские военачальники, заявившие, что после просмотра фильма складывается ощущение, что войну выиграли одни разведчики.

За картину вступился председатель КГБ СССР Юрий Андропов: «Весь советский народ не мог служить в аппарате Шелленберга». Тем не менее в тот момент Лиозновой пришлось пойти на попятную и включить в «Мгновения» несколько сот метров документальной хроники. После чего фильм зажил, и живет уже не одно десятилетие…

Андропов лично следил за съемками, и потом много лет позже, став Генеральным секретарем ЦК КПСС, подписал указ о награждении актеров. Тихонова — Звездой Героя Социалистического Труда. Говорят, в том списке вместо фамилии Броневой значилось — Мюллер.

Премьера фильма-сериала состоялась в конце лета 1973 года. Успех фильма был невероятным! С 11 по 24 августа буквально вся страна не отходила от экранов телевизоров. Рассказывают, что в СССР в это время даже снизилась преступность.

Герои сериала «ушли» в народ, став персонажами бесконечных анекдотов «про Штирлица», литературных и музыкальных произведений, карикатур, а через много лет и компьютерных программ, что лишний раз подтверждает гениальность картины.

Где снимался фильм

Съемки картины «Семнадцать мгновений весны» проходили в разных частях СССР и за границей.

Неразрушенный Берлин снимали в столице ГДР, точнее, в ее восточном секторе.

Швейцарскую границу пастор Шлаг переходил в Грузии.

Явка советского разведчика в Берне на Цветочной улице была «провалена» в Риге, до сих пор это место является одной из достопримечательностей столицы Латвии.

За несколько часов до провала профессор Плейшнер начинает идти в Майнсе (Германия), затем смотрит на медвежат в Тбилисском зоопарке, доходит до Блюменштрассе и выбрасывается из окна в Риге. И все это не скрывается от зрителя. Ведь главное — не единство места.

Зоологический музей (музей природы), где Штирлиц ждал Бормана, снимали в Ленинграде.

Убийство подлеца Клауса (невыездного тогда актера Льва Дурова) произошло в подмосковном лесу.

Роли солдат-эсэсовцев в картине исполнили кадеты из военных училищ Таллина и Риги — все как один голубоглазые блондины.

Две песни Эдит Пиаф, которые Штирлиц слушает в машине по пути к границе, на самом деле были написаны после войны в 60-е годы.

По материалам интернет-ресурсов подготовила Лариса ЖИЛУДЬКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter