В Россонском районе развивают традиции патриотизма со школьной скамьи

И прадед-герой смотрит с портрета...

Тема воспитания патриотизма и сохранения исторической памяти поднималась во многих выступлениях участников VI Всебелорусского народного собрания. Александр Лукашенко сказал так: «Патриотизму нельзя научить. Можно только показать пример своей искренней любовью к родной земле, гордостью достижениями своего народа, бережным отношением к историческому наследию, уважением традиций и ценностей многих поколений белорусов, конкретными делами во благо страны». Выступая на Собрании, ректор Академии управления при Президенте Вячеслав Данилович акцентировал, что благодаря поддержке государства у нас многое делается для сохранения исторической памяти.

Десятиклассник Олег Ротаев исследовал боевой путь прадеда Ивана Бардадынова, участника партизанского движения и бойца артдивизиона бригады под командованием Охотина.

О воспитании граждан-патриотов мы побеседовали с руководителями учреждений образования в Россонском районе.

Одна из них, директор Клястицкой детского сада — средней школы имени В. А. Хомченовского Татьяна Мельман, присутствовала как делегат на Всебелорусском народном собрании, причем уже второй раз.

На базе школы в Клястицах действует уникальный музей народной славы. В нем сохраняют память о двух войнах — Великой Отечественной и 1812 года. Знамениты эти места битвой под Клястицами с наполеоновской армией, когда русские впервые остановили французов. А уже в период Великой Отечественной здесь отличились мужеством партизаны.

Директор Клястицкой детского сада — средней школы имени В. А. Хомченовского Татьяна Мельман считает, что патриотизм проявляется в делах.
— Патриотизм воспитываем в детях столько, сколько живем, — делится опытом Татьяна Викторовна. — Важна не только школа, но и семья. Мне кажется, той молодежи, которую вовлекли в протест, не хватило именно семейного патриотического воспитания. К счастью, к сельской молодежи это относится в меньшей степени. Ведь любовь к Родине — это не выйти на улицу и кричать лозунги. Она проявляется в делах. Любой человек и ребенок понимает, что он живет в обществе и ради общества.

Клястицкая сад-школа в районе стала одним из центров патриотического воспитания. 20 марта дети и взрослые собрались возле мемориала в Клястицах почтить память сожженных деревень. Семь из тех, что находились на территории сельисполкома, увековечены в Хатыни: Горелая Яма, Гуйды, Нивье, Плиговки, Баканиха, Валково… Сожжено и частично уничтожено 109 деревень только в Россонском районе. Практически в каждом населенном пункте были сгоревшие дома и убитые люди. Особняком стоит Велье: до войны в ней был 71 житель, и именно столько сожгли. Особенно зверствовали на этой земле в 1943 году. Карательные операции «Заяц-беляк», «Зимнее волшебство» и «Генрих» — как погребальные колокола. Напомним, что на «Кладбище деревень» в Хатыни 108 названий — из Витебской области.

Сейчас школьники готовятся помогать с благоустройством памятников, летом их ждут пешие и велосипедные походы по местам боевой славы. Важна для воспитания и практическая помощь малолетним узникам фашистских лагерей, людям старшего поколения, при наведении порядка возле школы и в населенном пункте. В последние годы заложили юбилейную яблоневую аллею и облагородили территорию школы кустарниками к 75-летию Победы.

В мемориальном сквере Россон школьники и учителя почтили память жителей сожженных деревень.

А в Россонах решили пойти еще дальше — фактически вся школа оформлена как музей боевой славы с элементами литературного, этнографического. Даже окраска стен в коридорах символична: есть трава и политая кровью земля, чистое небо, яблоневый цвет и голуби — символ мира. С каждой стены на ребят смотрят портреты не только знаменитых земляков-героев, но и их собственные фотографии — вместе с прадедами и прабабушками, воевавшими на войне. Год назад учреждение образования отметило 150-летие. Здесь в свое время трудился учителем Петр Машеров. Причем годы, когда это происходило, были из самых сложных в истории: 1939—1941. Вместе со своим 10-м классом педагог после выпуска ушел на фронт, создав партизанскую бригаду.

— Предметно-развивающая среда очень важна для воспитания патриотизма, — раскрывает концепцию директор Россонской СШ имени П. М. Машерова Елена Морозова. — Белорусская символика, красный и зеленый цвета присутствуют в оформлении всех этажей. Мы формируем личность, патриота, гражданина…

В Россонской СШ имени П. М. Машерова ежегодно проходит смотр-конкурс патриотической строевой песни.

Среди уроженцев Россонщины есть Герои Советского Союза. В прошлом году школу окончила Карина Коваленок, правнучка Зинаиды Туснолобовой-Марченко. Напомню, эта мужественная женщина, будущий Герой Советского Союза, за восемь месяцев пребывания на фронте вынесла с поля боя 123 раненых.

Десятиклассница Елизавета Баранова изучала биографию своего прадедушки — Василия Скрипкина. Боевой путь он начал в деревне Емельяново Себежского района. В бою под Ригой получил тяжелое осколочное ранение в плечо, попал в плен, но его освободили войска Красной армии. А ее одноклассник Олег Ротаев исследовал боевой путь прадеда Ивана Бардадынова, участника партизанского движения и бойца артдивизиона бригады под командованием Охотина.

Ребята видят: государство готово в них вкладывать. В школе недавно открылся новый компьютерный класс, есть пять мультибордов. Ежегодно как минимум один выпускник поступает в университет, чтобы получить профессию врача. Но еще важнее то, что все они покидают родную школу, умея ценить и защищать свою малую и большую родину.

yasko@sb.by

Фото автора, Алены Бородулькиной и Маргариты Алексеевой
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter