И после войны в Ираке человек может остаться человеком

Число солдат, покидающих ряды американской армии, растет с каждым месяцем. Судя по данным статистики, озвученным в апреле 2007 года, только в прошлом году ее оставили более 3300 солдат действительной военной службы

Число солдат, покидающих ряды американской армии, растет с каждым месяцем. Судя по данным статистики, озвученным в апреле 2007 года, только в прошлом году ее оставили более 3300 солдат действительной военной службы, причем свыше 800 человек заранее сообщили о своем намерении командованию.

Несмотря на то что количество беглецов пока не в состоянии конкурировать с уровнем дезертирства времен войны во Вьетнаме, исследования выявляют весьма тревожную для США тенденцию: все эти американцы вступили на тернистый путь военно-служащего добровольно, а не по обязательной воинской повинности. Согласно исследованиям адвокатов, сегодняшние дезертиры разительно отличаются от дезертиров прошлых лет. Они сначала служат в Ираке и Афганистане и только потом не хотят возвращаться к службе, в связи с чем ищут убежища и защиты от судебного преследования в Канаде. Именно это обстоятельство делает их уход проблемой для американской военной машины, которая явно не прочь обкатать свой потенциал и за пределами Ирака и Афганистана. 

Если верить официальным сообщениям, для властей США остается загадкой, почему такое количество их солдат покидает посты и бежит из армии. Эксперты, недавно согласившиеся дать американским журналам комментарии относительно участившихся побегов, выделили следующие основные причины: «Во-первых, солдаты не зомби и не роботы, готовые бесцельно убивать мирных жителей. Во-вторых, никто из них не понимает толком, зачем и почему идет эта разрушительная война. Собственное поведение представляется им неправильным и неправым; они чувствуют ответственность за свои поступки, не довольствуясь при этом сухими и однообразными приказами начальства. Собственные лица для них становятся лицами смерти, а что может быть ужаснее?.. Никто не хочет перешагнуть грань убийства, за которой начинается безумие. Это естественный и безоговорочный человеческий рефлекс — защищать свою психику от серьезных повреждений». 

Еще полстолетия назад, вскоре после окончания Второй мировой войны, американский генерал Маршалл провел исследование среди пехотинцев армии США, вернувшихся с фронта. Оно дало интереснейшие результаты. Как оказалось, непосредственно в людей, одетых в форму противника (либо считавшихся таковыми), стреляли лишь 30 процентов опрошенных военно-служащих. 

Ответ на вопрос, почему 70 процентов солдат даже во время самых ожесточенных сражений (!) не могли заставить себя убить человека, на мой взгляд, можно найти в исследованиях профессора факультета медицины Мессинского университета Франческо Арагона. Ученый с 1960 года занимался вскрытием трупов в итальянском городе Реджо-Калабрия и пришел к выводу, что практически все люди, занимавшиеся уничтожением себе подобных (в первую очередь профессиональные убийцы), буквально «умирают заживо». Многолетние наблюдения позволили профессору предложить научному сообществу новый медицинский термин – «стресс наемного убийцы». Это синдром, поражающий коронарные сосуды, надпочечные железы, щитовидную железу и печень. 

В отличие от выводов исследований Арагона, о которых американцы особо распространяться не любят, результаты исследований Маршалла явно оказывают влияние на подготовку бойцов армии США. Американские военные психологи и специалисты теперь стремятся лишить сам акт убийства эмоциональной окраски, при­дать ему «деловой» характер, а также сделать солдата нечувствительным к боли и страдани­ям. Для этого идет в ход все, что можно: от компьютерных игр и фильмов, направленных на своего рода «промывку мозгов», до соответствующей физической «дрессировки». 

Еще в начале 90-х гг. американские исследователи сделали достоянием гласности интересную ме­тодику подготовки солдат, к которой прибегают в армии США. Молодых парней заставляют смотреть фильмы ужасов, предварительно зажав им го­ловы в тиски и не давая закрывать глаза. Их сажают в самолет и в ходе полета имитируют отказ мотора; в учебных целях взрывают гра­наты рядом с ничего не подозревающими людьми... 

Исследователь X. Лучак рассказывает об американ­ском психоаналитике Хайме Шатане, разрабо­тавшем теорию «боя и психологии убийств». Уже в ходе обучения, пишет он, наступает «утрата индивидуальности» солдата. Инструк­тор, осуществляющий муштру, хотя и подвер­гается критике и осмеянию, но в действитель­ности обладает непререкаемым авторитетом и в глубине души воспринимается как олицетворение мужественности. В этих представлениях о достоинствах мужчины высшей доблестью считается самообладание, потому что оно пред­ставляет собой психическую предпосылку для мужественной смерти. С «гражданской» лич­ностью покончено, верх берет «военизирован­ное» сверх-«я». 

Происходит милитаризация психики. Изоляция от женского пола ведет к слишком сильной ориентации на ценности су­губо мужского коллектива, в результате чего создается некая псевдомаскулинизированная аура, которую психологи назвали  «синдромом Джона Уэйна» (в честь голливудского актера, в свое время ставшего символом американского героя «без страха и упрека»). В ходе военных действий солдат все меньше осознает свою прежнюю личность и все больше становится частью организма, который представляет собой его воинскую часть. Как следствие, уби­вать становится все легче и легче, жестокость возрастает, потому что ответственность с каждого отдель­ного солдата «снимают» признанные институты — воинская часть, государство и т.д. 

Однако, как показывает практика, никакая муштра и милитаризация психики не в состоянии до конца заставить человека превратиться в хищное существо, уничтожающее себе подобных. Парадоксально, но факт: дезертирство из рядов американской армии профессиональных военнослужащих – еще одно свидетельство в пользу того, что даже подобные методики и тотальная «промывка мозгов» через СМИ, объясняющая войну в Ираке и Афганистане борьбой с терроризмом, не в состоянии заставить человека забыть о том, что он человек. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter