Народная газета

И помнит Минск спасенный

О картине Валентина Волкова «Минск 3 июля 1944 года»


Мы верим талантливому произведению искусства больше, чем свидетельствам очевидцев, и даже больше, чем фотографии. Так устроен человек.

Белорусам повезло! У нас есть легендарная картина Валентина Волкова “Минск 3 июля 1944 года”. Именно она красноречивее документов и воспоминаний очевидцев рассказывает и показывает день освобождения Минска, приближая его к нам, делая каждого зрителя как участником, так и свидетелем грандиозного события.

Я помню эту картину со школьного детства. Она была напечатана в каком-то учебнике. Сидя за партой, поцарапанной и испещренной надписями, мы с приятелем рассматривали мутную репродукцию сквозь увеличительное стекло, пытаясь приблизить изображение. Смотрели как завороженные на советский танк, оружие, лица солдат на броне, развалины, людей... Нам очень нравился мотоциклист и босоногий мальчишка, бегущий навстречу освободителям. Картина вызывала восторг и бурю эмоций. Может быть, она была единственной в учебнике, испортить которую, дорисовывая всякую всячину, рука не поднималась.

Потом, в 1978 году, через много лет я встретился с огромным охристым полотном на выставке, и оно меня снова, как в детстве, удивило и потрясло. Только теперь я уже повзрослел и кое-что понимал в живописи, так как учился в художественном институте.

История создания

Тридцать лет огромный холст (3х5 м), написанный по всем правилам академической живописи, пролежал в запасниках нашего художественного музея, накрученный на фанерный барабан. Добивался возвращения легендарной картины в постоянную экспозицию музея Сергей Волков — внук автора, свидетель ее создания. Во многом благодаря ему мы знаем, как она создавалась.

“...Когда картину в 2005 году сняли с барабана, она оказалась в идеальном состоянии. Ведь дед самым скрупулезным образом соблюдал технологию живописи, которую ему преподавали в Петербургской академии искусств”, — вспоминает Сергей Волков события тех дней.

Писалась картина для одного из залов Дома Правительства, но потом от этой затеи отказались. Сегодня уже не известно по чьей вине — то ли чиновники передумали, то ли художник. Работа над грандиозным полотном началась сразу после окончания войны, а закончена была через десять лет. В 1955 году картину показали в Москве, на декаде белорусского искусства.

И сам Валентин Волков в письмах отмечал, что работал над полотном более десяти лет. Правительство было недовольно тем, как медленно продвигается работа. Есть воспоминания, что даже сам Пантелеймон Пономаренко (первый секретарь ЦК КПБ) приезжал в мастерскую, чтобы поторопить художника. Но Волков, указывая на холст, настаивал на увеличении сроков, отказываясь показывать незаконченную, по его мнению, картину.

Мне повезло. Я встречался с очевидцами освобождения Минска. Рассказывали минские подпольщики, пережившие оккупацию, рядовые партизаны и их командиры, те, что потом участвовали в знаменитом партизанском параде, танкисты и пехотинцы, входившие в разрушенный город. Саперы, которым пришлось разминировать здания и мосты... Из всех этих воспоминаний очевидцев и непосредственных участников складывается не совсем такая картина...

Но! Сила искусства такова, что мы верим Валентину Волкову. Верим, что именно так все и было 3 июля 1944 года.

Ladzimir@tut.by

Фото представлено НХМ Беларуси

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости