В Подмосковье начата отливка 25‑метровой фигуры воина для Ржевского мемориала

И полетят журавли

До конца года планируется завершить отливку всех шестисот форм будущей гигантской скульптуры. А потом из них, словно огромный пазл, сложат фигуру солдата. Как идут уникальные работы над скульптурой, обозреватель «СОЮЗа» наблюдал в подмосковном Солнечногорске в литейной мастерской знаменитого московского скульптора Александра Рукавишникова. Российское военно‑историческое общество организовало сюда специальный пресс‑тур.

Всего на отливку скульптуры воина для Ржевского мемориала уйдет около 80 тонн бронзы.

...Посмотреть на процесс собралось не менее 200 журналистов из самых разных СМИ — от ведущих федеральных телеканалов до местной «Ржевской правды». А посмотреть было на что! Здоровенные мужики в камуфляже, масках и респираторах «колдовали» вокруг печи, напоминавшей большую бочку, поставленную горизонтально. Они забрасывали в нутро бочки бронзовые болванки, а когда металл превращался в жидкую огнедышащую массу, сливали ее в огромное «ведро», из которого затем разливали металл в приготовленные формы. Когда бочка пустела, процесс повторялся.

— Для художественного литья требуется материал специального состава, удобный в обработке, — рассказывает управляющий литейным производством мастерской Алан Казиев. — В основе сплава — медь (75 процентов) и различные добавки. Всего на отливку скульптуры уйдет около 80 тонн бронзы...

Автор скульптуры Андрей Коробцов раскрывает сложную многоступенчатую технологию создания форм для отливки. По его словам, в московском регионе мало мастерских, способных потянуть столь масштабную работу. Одна из них принадлежит Александру Рукавишникову. Бронзовая фигура вместе с каркасом будет весить 200 тонн! Как заверил скульптор, несмотря на масштабы и вес, «наш воин будет как бы парить над землей, поддерживаемый стаей белых аистов».

— Какая часть скульптуры самая сложная для отливки? — спросил я у Андрея.

— Пожалуй, журавли, — ответил Андрей. — Если детали верхней части воина отливаются как бы с одной стороны, то журавли с внутренней и внешней.

Но до журавлей пока еще далеко, сейчас заканчиваем голову и фигуру до пояса, они отлиты примерно на 70 процентов. Вы не поверите, но я узнаю каждый из отлитых фрагментов, знаю, какой части общей фигуры она принадлежит. Впрочем, все отлитые куски с обратной стороны пронумерованы, чтобы не только я, но и рабочие, которые будут собирать фигуру, «узнавали» их. Отливку планируем закончить до конца года.

Каждый отлитый фрагмент будущей скульптуры Андрей Коробцов «знает в лицо».

Вместе с журналистами в Солнечногорск приехал и Госcекретарь Союзного государства Григорий Рапота. По его словам, осмотрев мастерскую, он испытал сильные чувства:

— Мы отслеживаем все этапы создания Ржевского мемориала и осуществляем своего рода общественный контроль за тем, как процесс движется. Мне было чрезвычайно интересно своими глазами увидеть технологию отливки и попытаться представить, как будет выглядеть воин в бронзе. Впечатления очень яркие, а профессионализм людей, которые здесь работают, вызывает восхищение!

— Григорий Алексеевич, — спросил я, — ваш отец воевал подо Ржевом. Что он вам сказал, когда увидел макет будущего мемориала?

— Был очень растроган, поскольку никак не предполагал, что та идея, которую он озвучил года три назад, может так скоро воплотиться в жизнь. Отцу сейчас 97 лет, и ему очень хочется дожить до того момента, когда памятник будет открыт. Я думаю, так оно и будет.

— Первый вариант скульптуры воина, представленный мной и Константином Фоминым жюри, был, как мы сейчас понимаем, провальным, — признался «СОЮЗу» Андрей Коробцов. — Мы пошли по проторенной дорожке — ударились в ненужный пафос. И жюри сразу почувствовало это. Конкурс решено было продлить с лаконичным пожеланием: «добавить души».

Когда я попросил Андрея показать альбомы с эскизами, которые демонстрировали тот путь, который «прошагал» их солдат от первых набросков до окончательного варианта, то услышал неожиданный ответ:

— А никаких альбомов не было! — восклицает Андрей. — Осеняло нас в самых неожиданных местах, а эскизы набрасывали буквально на клочках бумаги — я рисовал свое, Костя — свое. Потом сходились и отбирали стоящее... В результате появились вот эти журавли, а шинель сменила гимнастерка с накинутой на плечи плащ‑палаткой. Несколько раз кардинально перерабатывался и постамент...

— У нашего воина главное все же лицо, над ним тоже пришлось серьезно повозиться, — продолжает Андрей Коробцов. — Мы хотели, чтобы взгляд солдата проникал в души людей, когда они придут поклониться павшим героям.

— Вы лепили с конкретного человека?

— Нет, лицо солдата — это собирательный образ...

...Когда макет воина в человеческий рост был утвержден, работы перенесли в огромный ангар на окраине Москвы. Из особой голубой глины изваяли полномасштабную фигуру. Даже в ангаре площадью 800 квадратных метров и высотой пятнадцать ее пришлось разделить на три фрагмента. Когда был готов первый из них — голова и грудь солдата до пояса — уже можно было ощутить весь гигантский размер монумента. Голова практически упиралась в своды цеха, и человек, стоящий рядом, ощущал себя лилипутом. Понадобилось 100 тонн глины, чтобы вылепить полномасштабную фигуру!

— Для сравнения: в ширину наш воин будет таких же размеров, как в высоту великий князь Владимир, установленный на Боровицкой площади! — говорит соавтор Андрея Коробцова архитектор Константин Фомин.

На мой вопрос, какая судьба ждет глиняную фигуру солдата, последовал ответ:

— Увы, при формовке от нее ничего не останется.

К СЛОВУ

За спиной два года кропотливого труда. В мае 2018 года проект скульптора Андрея Коробцова и архитектора Константина Фомина победил в международном конкурсе, который длился около года и был организован Российским военно‑историческим обществом, Посткомом Союзного государства и Министерством культуры РФ. В конкурсе участвовали 19 работ художников из России и Беларуси. Торжественно открыть мемориал планируется 9 мая 2020 года — в день 75‑летней годовщины Великой Победы.
bush@rg.ru

Фото: Роман ЩЕРБЕНКОВ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter