Какие перспективы у белорусской фармотрасли и за счет чего отечественным производителям удается удерживать и наращивать объемы экспорта?

И плюс лекарственная безопасность

♦ С чего начиналось становление фармацевтической промышленности в нашей стране?

♦ Белорусский рынок лекарств: какова доля отечественных препаратов и в полной ли мере реализуется программа импортозамещения?

♦ Повлияла ли пандемия на экспортные связи фармпроизводителей?

Какие перспективы у белорусских фармацевтических компаний и как налажено кооперационное сотрудничество с крупнейшими зарубежными производителями?

Фармацевтическая промышленность в Беларуси развивается системно и динамично. За более чем 20 лет из нескольких предприятий возникла целая отрасль. Параллельно происходила и трансформация в системе управления. Мощный импульс увеличению производства лекарственных препаратов, наращиванию и диверсификации экспорта придало создание в 2017 году холдинга «Белфармпром». Во многом благодаря его успешному функционированию Беларусь активно завоевывает новые фармрынки, а также полностью обеспечивает внутренние потребности страны недорогими и качественными лекарствами. Какие перспективы у белорусской фармы, за счет чего отечественным производителям удается наращивать объемы экспорта и успешно конкурировать с зарубежными предприятиями — в материале корреспондента «СГ».

Фото Ивана Яривановича

Белорусская фармацевтическая отрасль создавалась фактически с нуля в рамках независимой страны. В 2008 году республика тратила до 500 миллионов долларов на закупку импортных лекарств. Сумма для небольшого государства колоссальная. Этот вопрос ставился в один ряд с обеспечением безопасности, ведь собственная фармацевтика, как и продовольствие, — залог независимости от влияния угроз извне. В 2012-м во время совещания по проблеме обеспечения граждан лекарственными средствами

Президент заявил: «Мы уязвимы в этом. И не обеспечиваем лекарственную безопасность. Отсюда решение о 50 процентах собственного производства лекарств для обеспечения нашего населения».

Благодаря участию государства и реализации госпрограмм, расширению и реконструкции мощностей государственных заводов уже в 2013 году объем фармрынка Беларуси впервые преодолел рубеж в миллиард долларов. Продажи лекарств за год увеличились почти на 27 процентов — с 800 миллионов до 1 миллиарда долларов.

Поступательное и планомерное развитие отрасли привело к созданию холдинга «Белфармпром», который объединяет 29 организаций: восемь участников холдинга, более двух десятков компаний, которые заключили договоры о сотрудничестве. Все они производят свыше 95 процентов объема отечественных лекарств. По словам генерального директора управляющей компании холдинга «Белфармпром» Сергея Казакевича, номенклатура белорусских производителей — около 1,76 тысячи наименований лекарств. И цифра растет.

Сергей Казакевич.
— Ежегодно регистрируется более 60 новых препаратов. С 2016 по 2020 год зарегистрировано и освоено в производстве 572 новых лекарственных средства для применения в области онкологии, кардиологии, вирусологии, хирургии и анестезиологии, неврологии и т.д., — рассказал Сергей Казакевич. — Объем производства отечественных препаратов за последнюю пятилетку вырос в 1,4 раза, экспорт — в 1,7. Только в 2020-м предприятия произвели препаратов на сумму 572,7 миллиона долларов.

Доля белорусских за 2020 год — 63,7 процента от всех реализованных на розничном рынке упаковок лекарственных препаратов (в 2019-м эта цифра достигала 53,5 процента). В стоимостном выражении на протяжении нескольких лет она составляет около половины внутреннего рынка. Эффективности удалось достигнуть во многом благодаря гос­программе развития фармацевтической промышленности.

На российском рынке прошлый год — период турбулентности. В марте 2019-го прирост реализации увеличился на 46,4 процента, что отчасти связано с ажиотажем после скачка курсов валют относительно рубля. Уверенно себя чувствовали и российские производители лекарств: в марте 2020 года 61,3 процента препаратов, реализованных на рынке, произведено в России. Хотя с учетом невысокой цены в стоимостном выражении их доля оказалась почти вдвое меньше — 33,8 процента. Средневзвешенная стоимость упаковки выросла на 13 процентов и составила 225 рублей (около 8 белорусских рублей).

Инфографика Кристины ПОЧЕБУТ-НОВОХРОСТ

А вот показатели Стратегии развития фармацевтической промышленности, к сожалению, достигнуты не были. Доля российских лекарств на внутреннем рынке предполагалась на 50-процентном уровне. Однако в начале 2020-го российский Минпромторг заявил о снижении целевого показателя до 32,9 процента в денежном выражении и плана на 2024 год — с 53 до 36,4 процента. Причина — в госрегулировании цен на лекарства из списка жизненно необходимых и важнейших. Максимальная цена на препарат из этого перечня не могла превышать стоимость оригинальных импортных из-за установленных понижающих коэффициентов. Спрос на дорогостоящие зарубежные при закупках для нужд государства стал выше, чем на отечественные. Снятию зависимости от импортных поставок мешала долгая процедура госрегистрации лекарств, произведенных в России. После возникших сложностей и в связи с пандемией процедура была упрощена.

Серьезным вызовом для мировой фарм­отрасли стала ситуация с COVID-19. Чтобы не допустить нехватки препаратов в период повышенного спроса, в нашей стране сформирован перечень наиболее востребованных при лечении вируса, в том числе в условиях интенсивной терапии.

— В основном антибиотики, для лечения пневмоний и других заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистых болезней, — пояснил Сергей Казакевич. — В перечне 150 позиций, которые производят белорусские фармпредприятия, 79 процентов из них обеспечиваются предприятиями — участниками холдинга «Белфармпром». Наличие и потребность в лекарственных препаратах на постоянном контроле, а объемы их производства и поставок существенно возросли,  никаких перебоев со снабжением населения не было и нет.

Однако не все страны оказались готовы к пандемии. С весны прошлого года Россия столкнулась с серьезным дефицитом лекарств, спрос на которые вырос в 15 раз. Особенно остро стоит проблема в регионах, куда некоторые препараты просто не доходят. Ситуацию усугубили сбои в работе системы маркировки лекарств: хотя и есть в наличии, но продать фармацевт не может. Критического уровня достигла не только нехватка препаратов для лечения коронавирусной инфекции, но и целого ряда онкологических лекарств.

Цены на них в Беларуси, по словам Сергея Казакевича, формируются исходя из себестоимости производства и прибыли в соответствии с конъюнктурой цен на рынке, за исключением тех, цены на которые регулируются государством.

— Отечественные лекарственные препараты в среднем в три раза дешевле импортных, при этом наши фармпредприятия выпускают 33,4 процента наименований с отпускной ценой менее доллара, — добавил он. — Это позволяет обеспечить высокое качество продукции при значительно более низкой стоимости.

Понятно, что импортные лекарства обойдутся дороже: в их стоимость включена, по сути, прибыль зарубежных фармпредприятий. Однако белорусская промышленность предоставляет выбор фактически по всем позициям: покупать дороже или дешевле — дело каждого. Тем более по качеству и эффективности наши лекарства могут составить устойчивую конкуренцию зарубежным аналогам.

Отметим, в первой половине 2020-го, пришедшейся на разгар пандемии, стоимость отечественных лекарств снизилась: индекс отпускных цен — 98,2 процента. Подспорье для потребителей, однако производителям, чтобы обеспечить производство, необходимо получить оборотные средства для возмещения роста затрат. С этим некоторые сложности. Еще с 2019 года наблюдается тенденция роста цен на субстанции для производства лекарственных средств, и она, с учетом эпидемиологической ситуации в мире, сохранится. В Китае (основной производитель субстанций) в связи с временной приостановкой работы предприятий продукция подорожала. Непростыми  для белорусских производителей стали задержки и отмены поставок импортного сырья. В условиях закрытых границ и приостановленного авиасообщения все производственные компании оказались в состоянии нехватки ресурсов. Возникли риски: сырье есть, а цена кусается. В то же время есть ограничения на рост отпускных цен, падает доходность — меньше объем располагаемых средств и меньше сырья можно купить. А значит, произвести, продать. Масла в огонь подлил рост курса валюты, в которой происходит расчет с ключевыми поставщиками. Впрочем, наши предприятия быстро среагировали и переориентировали произведенную продукцию на внутренний рынок, не забывая о работе по экспортным направлениям. Сохранить уровень поставок удалось.

Если в Беларуси с ценами все более-менее понятно, то в Литве сплошной сумбур: импортные лекарства стоят в несколько раз дороже, чем в соседних странах. Например, средняя цена сердечного препарата — около 0,8 евро за упаковку (примерно 2,5 белорусского рубля), а для Литвы она выше в три с лишним раза. Средняя стоимость лекарства от диабета — менее одного евро, для Литвы же в два, а порой и в шесть раз выше. По словам литовского министра здравоохранения, страна не может платить столько, сколько просят фармацевтические компании. Особенно когда за ее пределами те же производители применяют более низкие цены на аналогичные лекарства.

В России сложности иного толка: цены в разгар пандемии подскочили на 10 процентов. Увеличилась на 29 процентов и стоимость упаковки лекарства в государственном сегменте (для учреждений здравоохранения) — до 690,1 рубля (почти 24 белорусских рубля). Это в три раза выше, чем цена для реализации покупателям.

Еще один момент: в связи с российской политикой импортозамещения на ряд лекарств прямой запрет, а некоторые исчезают из-за трактовки закона на уровне локальных минздравов. Например, одним из первых в соседней стране пропал отечественный инсулин. Он был дешевле — примерно 5 рублей (17 белорусских копеек) за 300 миллилитров. Западный же продается по 300 (более 10 наших рублей) за 10 миллилитров. Однако импортный нужно колоть раз в неделю, российский — пять раз в день. В итоге получается дороже. Но в госзакупках смотрят только на цену за штуку.

Затрагивая тему географии белорусского экспорта, Сергей Казакевич констатировал:

— Наибольшая доля экспорта приходится на организации — участники холдинга «Белфармпром». В январе — июне 2021-го сумма экспорта — 85,3 миллиона долларов, темп роста к аналогичному периоду прошлого года — 119,4 процента. В 2020 году предприятия поставили партнерам продукции на сумму 156 миллионов долларов.

В экспортный портфель входит 31 страна мира. Основная доля продаж приходится на страны СНГ за счет их приближенности, а также долгосрочных и надежных партнерских отношений: Россию, Азербайджан, Армению, Туркменистан, Узбекистан, Молдову, Кыргызстан, Украину, Казахстан, Таджикистан.

— Налажен экспорт и в страны дальнего зарубежья, в том числе в Африку, Европу, — добавил Сергей Казакевич. — Акцент сделан на укрепление деловых взаимоотношений с партнерами из Азии (Вьетнам, Афганистан, Пакистан, Южная Корея, Лаос, Монголия). Особой популярностью пользуются белорусские лекарственные препараты в странах Ближнего Востока (Сирия, Ирак, Израиль, Йемен). В связи с этим прорабатываются возможные пути по организации сотрудничества с ними как на государственном уровне, так и с отдельными фармкомпаниями.

Но не только экспортные условия связывают белорусских производителей с внешним миром. По словам Сергея Казакевича, организации — участники холдинга «Белфармпром» ведут тесное кооперационное сотрудничество с крупными зарубежными фармацевтическими компаниями. Среди них Astellas, индийская Hetero, Dr.Reddy’s Laboratories Ltd., кубинская Heber Biotec S.A. и другие.

— В рамках работы по локализации в Беларуси остро востребованных отечественным здравоохранением лекарств из портфелей крупных мировых фармацевтических производителей реализуется совместный проект с компанией F.Hoffmann-La Roche Ltd. (Швейцария) по выпуску препаратов, предназначенных для лечения рака легкого, молочной железы и рассеянного склероза, — рассказал Сергей Казакевич. — С АО «Генериум», входящим в структуру российской компании «Фармстандарт», реализуется проект по организации производства на площадях РУП «Белмедпрепараты» вакцины «Спутник V» по схеме in bulk (розлив). С учетом ежемесячных поставок полупродукта на белорусском предприятии организован выпуск данной вакцины для проведения иммунизации населения нашей страны.

На достигнутом останавливаться предприятия холдинга не намерены.

Налаживание международных деловых связей и шаги по диверсификации рынков сбыта особенно актуальны в условиях постоянного роста (в среднем на 3,29 процента) мирового фармацевтического рынка, суммарная выручка которого в 2019 году — 1,25 триллиона долларов. Связано это с некоторыми факторами. В первую очередь с увеличением численности мирового населения — к концу столетия ожидается рост до 11 миллиардов человек. Возрастает и продолжительность жизни: с 64,2 года в 1990-м до 77,1 в 2050-м. По прогнозам ВОЗ, к этому времени каждый шестой человек на Земле будет старше 65 лет (сегодня — каждый одиннадцатый). Среди прочих факторов: повышение государственных расходов на здравоохранение во всех странах мира, развитие современных технологий, приток капитала, в том числе венчурного. Все это с учетом минимальных рисков делает фармотрасль самой развивающейся в мире и объясняет ежегодный рост спроса на лекарства.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter