И печь, и красный угол

В минской школе действует музей жизни белорусов в XX веке

О том, как жили белорусы в прошлом веке, рассказывает школьный музей

Вот уже несколько лет в минской средней школе № 178 существует этнографический музей «Наша скарбонка». В нем две постоянно действующие экспозиции: «Куточак матчынай хаты» и «Уголок городской квартиры 30—40-х годов прошлого века». Здесь каждый перенесенный из реальной прошлой жизни предмет ценен как образ-символ, пусть даже недалекой, истории, культуры и быта наших предков. Хозяйка музея Алла Коренькова в школе работает более 20 лет. Она была и одной из тех, кто принес первые экспонаты для будущего музея. Прежде всего принесла из дому связку редких книг, кое-что из домашней устаревшей утвари. Важно было пример показать. А потом уже подключились другие учителя, родители детей, друзья и знакомые. «Вначале музей ютился в крохотном помещении за сценой, пока новый директор школы Сергей Михайлович Чудиловский при первом же обходе классов не позвал меня в просторный зал и не сказал: «Вы переедете сюда». И вот уже второй год мы здесь», — рассказала Алла Сергеевна.

Знать, как жили и как обустраивали свой быт наши деды и прадеды, интересно и даже необходимо. Заглянул в прошлое, обойдя музейную экспозицию, и я.

В музее представлен образец современной кирпичной печки. К ней сельчане относятся как к живому существу. Она не только обогревает хату, в ней готовят пищу, на ней стар и млад избавляются от простуды и других хворей. С печью связано много интересных обычаев. Считалось, например, что подпечек — место пребывания доброго духа — домовика. Печь воспринималась нашими предками как «жаночае» место в хате. Кума по возвращении из церкви, прежде чем передать матери младенца после крещения, трижды обносила его вокруг печного столба, «каб дзіця любіла хату і трымалася яе». Сваты, придя в избу будущей невесты, тихонечко говорили: «Печ, печ, памажы!» — и только после этого здоровались с хозяевами, садились на лавку и начинали разговор.

Есть в крестьянской избе и своего рода храм — красный угол. В музее его украшает освященная икона, покрытая узорчатым рушником. Скатерти и рушники соткали умелые руки свекрови Аллы Сергеевны — Федоры Климовны Козловой и бабушки учительницы Валентины Владимировны Кулеш. Белоснежную блузку с нагрудным вышитым крестом подарила музею мастерица из деревни Пружанка Березинского района. Эффектно смотрится и вышитая гладью салфетка из деревни Рабак Слуцкого района.

Не счесть в экспозиции предметов традиционных народных промыслов: мужские и женские головные уборы из соломки, обувь, плетенная из лыка, лозовой коры, бересты или пеньки, конопляных веревочек. Есть и много других интересных экспонатов. Например, один из первых отечественных бобинных магнитофонов «Днепр» или мандолина работы итальянского мастера 1911 года. Она принадлежала семье потомственных врачей, в музей передана наследниками Галины Николаевны Белых, минского врача-фтизиатра.

Большой интерес представляют печатные материалы времен Великой Отечественной войны: боевые листки, агитплакаты, стихи фронтовиков.

А некоторые экспонаты «Нашай скарбонкі», например школьная форма, звонок-колокольчик, старые учебники, были представлены на тематической выставке «Большая перемена» в музее истории Великой Отечественной войны и даже побывали на съемках в киностудии «Беларусьфильм».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter