И о спорте

Сдувая пыль с истории

В самом начале января 1980 года американский президент Джимми Картер высказался за приостановление связей с СССР и предложил МОК перенести Олимпиаду в другую страну. Слово «бойкот» еще не прозвучало, но подразумевалось. Однако найти сообщение об этом в «Советской Белоруссии» того времени невозможно. Невозможно потому, что его просто не было. Не было и быть не могло. Ну и как же нам поступить с г–ном Картером?


Подняв старые подшивки «СБ», я с интересом проследил, как менялось освещение спорта на страницах газеты. Для затравки начнем с 1941 года. Тогда еще свежи были раны советско–финляндской войны, а потому и призывы вставать на лыжи несли ярко выраженный военный уклон.


«На лыжи! Этот лозунг горячо подхвачен молодыми советскими патриотами... Значение этого вида спорта вряд ли можно переоценить. На суровых, казалось бы, непреодолимых снежных и ледяных просторах Карельского перешейка показали советские лыжники, чего стоит умение мастерски владеть лыжами. Немало славных страниц вписали они в историю борьбы с финской белогвардейщиной своими смелыми глубокими рейдами, обходами и прорывами» («Уметь ходить на лыжах», 12.01.1941). С позиций сегодняшнего дня гораздо любопытнее то, что следовало далее. Репортер «СБ» информировал читателей, что в Минске существовало 4 лыжные базы, а на них — теплушки, вешалки и буфеты. Лыжи и ботинки к ним (пьексы) выдавались под залог какого–либо документа и стоили от 75 копеек до 1,50 рубля в час. Базы работали с 10 утра и до 11 вечера.


Сообщение из 1957 года имело уже несколько иную тональность. «9 января в Кремль на бал пришли спортсмены–олимпийцы, те, кто в упорной спортивной борьбе добился славной победы на Олимпиаде в Мельбурне. Сверкает золото медалей, которыми отмечены выдающиеся победы советских спортсменов. Присутствуют Владимир Куц, Лариса Латынина, Виктор Чукарин, Валентин Муратов, Вячеслав Иванов, Владимир Енгибарян, Геннадий Шатков и другие. Среди гостей — зарубежные спортсмены, возвращающиеся к себе на родину из Мельбурна... В разгар вечера в Георгиевский зал входят товарищи Н.А.Булганин, А.И.Микоян, Н.С.Хрущев, Премьер Государственного совета Китайской Народной Республики Чжоу Энь–лай, заместитель Премьера Хэ Лун, заместитель Министра иностранных дел Ван Цзя–сян и Посол Китайской Народной Республики в СССР Лю Сяо. Бурными аплодисментами, возгласами приветствий встречают гостей участники Олимпийских игр... От имени спортсменов... выступил олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта СССР Владимир Куц. Он поблагодарил Коммунистическую партию и Советское правительство за заботу о физкультурниках, о развитии советского спорта. Владимир Куц приветствовал от имени советских спортсменов Правительственную делегацию Китайской Народной Республики во главе с Чжоу Энь–лаем. В зале раздаются возгласы: ура! Да здравствует китайско–советская дружба! Да здравствует Советское правительство! Да здравствует Коммунистическая партия Советского Союза! Да здравствует Китайское правительство! Да здравствует Коммунистическая партия Китая! Привет от советских физкультурников товарищу Мао Цзэ–дуну!» (Вечер участников XVI Олимпийских игр, 11.01.1957).


В январе 1963–го «СБ» адресовала ряд актуальных вопросов тренеру футбольной команды «Динамо» Анатолию Егорову. Современные редакторы наверняка бы испепелили корреспондента, который мог позволить себе такие банальности. «Первенство СССР начнется ныне, как никогда, рано. Первые игры состоятся на юге страны уже в конце марта. Отсюда понятна забота тренерского состава и всего коллектива команды о своевременной подготовке к сезону. В короткий срок нужно подобрать наилучший вариант основного состава, отработать тактический рисунок игры и, главное, много поработать над овладением каждым игроком техническими приемами» («Тренировки начались», 11.01.1963). Ну а Егоров, сообщивший журналисту о приезде в Минск из «Спартака» нападающих Л.Адамова и Э.Малофеева, наверняка в тот день не догадывался, что у каждого из этих форвардов в нашем «Динамо» будет своя незабываемая история. Да и, собственно, «Динамо» 1963–го никак не забудешь. «Отработав тактический рисунок игры», оно завоевало «бронзу» чемпионата СССР.


В 1974–м удалось выудить биатлонную хронику. Тогда Раубичи готовились к первому в своей истории чемпионату мира, а «СБ» знакомила читателей с правилами соревнований: «На старте выстраиваются лыжники. У каждого за плечами боевая винтовка, в карманах — патроны. Через минуту один из них уходит в трудный путь. Двадцать километров по сильно пересеченной местности, четыре разных по протяженности круга, и после каждого — стрельба по мишеням» («Стреляющие лыжники», 8.01.1974).


Пиком внимания к спорту в советской партийной печати следует признать 1980–й, год Олимпиады в Москве. Не будет никаким преувеличением сказать, что вся страна жила этим событием, а «СБ» даже завела еженедельную специальную спортивную полосу. На ней нашлось место и для такого сообщения: «В разнообразном ассортименте игрушек, выпускаемых минским производственным объединением «Мир», значительное место занимает продукция с олимпийской символикой. Эти симпатичные Мишки (на снимке)... пользуются большим спросом... Интересен двухметровый Мишка, изготовленный в экспериментальном варианте. На снимке он изображен на дальнем плане. Мишка–гигант уже успел принять участие в праздничной демонстрации 7 ноября 1979 года» («С олимпийской символикой», 22.01.1980).


Ну разве забудешь такого Мишку! Я вам так скажу, когда олимпийский медведь улетал в свой сказочный лес, прослезиться могли не только наши граждане, но даже г–н Картер. Причины — состоявшийся в Москве праздник спорта и собственно сам инициированный главой Белого дома во многом бесполезный бойкот. С ним на самом деле многое было не так однозначно, как видится сегодня нелюбознательным исследователям. Свою идею в ответ на ввод советских войск в Афганистан Картер высказал 4 января. Однако в дальнейшем в Вашингтоне предпочли дождаться благополучного завершения Олимпиады в Лейк–Плэсиде и только потом заявили о бойкоте олимпийской Москвы. Ну что тут скажешь? Сегодня, когда в Вашингтоне пытаются покушаться уже на чемпионат мира по хоккею 2014 года, у нас в Минске так и хочется заявить, что спорт — это обязательно еще и политика. Ну и пусть! Пусть американские политики разомнут языки — им это надо, у них скоро выборы. А у нас скоро праздник. Праздник хоккея, который обязательно через пару лет пройдет в Минске. Его не может не быть.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter