И ныне то же поле Куликово...

Есть в истории любого народа такие ключевые события, которые невозможно вытравить из памяти людской. К таким событиям, безусловно, относится Куликовская битва, 625-летие со дня которой мы отмечаем в этом году. День этот, 8 (21) сентября, не только памятная дата великого сражения, в котором было явлено чувство русской национальной общности, но еще и праздник Рождества Пресвятой Богородицы, покровительницы Руси.
Есть в истории любого народа такие ключевые события, которые невозможно вытравить из памяти людской. К таким событиям, безусловно, относится Куликовская битва, 625-летие со дня которой мы отмечаем в этом году. День этот, 8 (21) сентября, не только памятная дата великого сражения, в котором было явлено чувство русской национальной общности, но еще и праздник Рождества Пресвятой Богородицы, покровительницы Руси. Вспоминать свои исторические победы благодетельно для души народной всегда. Но особенно в трудные времена, когда утрачивается духовный смысл нашего земного и исторического бытия, а порой и чувство национального самосохранения. Самой крепкой связью людей всегда была любовь к ближним и почитание предков. На Руси высшим проявлением любви считалось, «если кто положит душу свою за други своя», за Отечество, за веру. Утверждение, что русский народ есть нация рабов, клевета наших недругов. И опровергнута она была еще на Куликовом поле, где русские воины добились не просто военной победы, но отстояли основы национального бытия – единую власть, единую веру, единую Русь. Татаро-монгольское иго, когда Русь была данником Золотой Орды и в течение двух веков разорялась многократными набегами кочевников, было одним из тех народных бедствий, которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мертвенное оцепенение. Эта внешняя беда грозила превратиться в хронический недуг, панический ужас одного поколения мог развиться в народную робость, стать чертой национального характера, а история пополнилась бы еще одной темной страницей, повествующей о падении европейского народа под нашествием варваров. Но такая страница не появилась. Историк В. Ключевский в своей речи, посвященной памяти преподобного Сергия Радонежского, сказал: «Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжело его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно «прямую историческую дорогу». Одним из таких людей был игумен земли русской преподобный Сергий Радонежский, который вдохнул в русское общество чувство нравственной бодрости и духовной крепости. Он благословил великого князя Московского Дмитрия Ивановича на великую битву, сказав: «Иди на безбожников смело, без колебания, и победишь». И дал ему в помощь двух монахов: Андрея Ослябю и Александра Пересвета – бывших воинов. 26—27 августа (по старому стилю) 1380 года русские переправились через Оку и пошли по рязанской земле к Дону. На пути прискакал к Димитрию гонец от преподобного Сергия с благословенною грамотою: «Иди, господин, — писал Сергий, — иди вперед, Бог и Святая Троица помогут тебе!» 6 сентября (по старому стилю) русские увидели Дон. Мамай с огромным войском, в несколько раз превышающим по численности русское, шел от Воронежа навстречу русской рати. Стоит подчеркнуть, что Мамай был незаконным правителем Золотой Орды, узурпатором власти, и грабительский поход на русскую землю ему был необходим, чтобы эту власть удержать. Тогда русские князья, бояре и воеводы стали держать совет. Одни говорили: «Перейдем через Дон», другие: «Не ходи, князь, враг силен; с татарами литва и рязанцы». Более всех побуждали русских идти вперед литовские князья Андрей и Димитрий Ольгердовичи. «Если, — говорили они, — останемся здесь, то слабо будет войско русское, а перейдем через Дон, так все будут биться мужественно, не надеясь спастись бегством; одолеем татар – будет тебе, князь, и всем слава, а если они перебьют нас, то все умрем одною смертью!» Димитрий согласился с ними. 7 сентября он приказал наскоро мостить мосты через Дон, а 8-го, на заре, русские уже были на другой стороне реки и двигались стройно вперед к устью реки Непрядвы. Не будем забывать, что в битве на Куликовом поле участвовали силы со всей Руси, в том числе и с западной, и с южной. Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский (Ольгердовичи) представляли Русь западную. Димитрий Боброк, который командовал засадным полком, сыгравшим решающую роль в Куликовской битве, был родом с Волыни, то есть с территории нынешней Украины. Тогда все эти земли входили в Великое княжество Литовское и русское. И если литовский князь Ягайло заключил с Мамаем союз о совместном нападении на Русь, то Андрей Полоцкий и Димитрий Брянский из того же ВКЛ воевали на стороне Руси. День 8 сентября выдался пасмурным, густой туман расстилался по полям, но часу в девятом стало ясно. Около полудня показалось несметное татарское полчище. И началась страшная сеча, какой, по выражению летописца, дотоль не бывало на Руси. На десять верст огромное Куликово поле было покрыто воинами, кровь лилась, как дождевые потоки, а битва перешла в рукопашную схватку… В какой-то момент дело русских казалось проигранным, но к трем часам пополудни все изменилось. В дубраве на западной стороне поля стоял избранный русский отряд, отъехавший туда заранее для засады. Боброк Волынский удерживал его от атаки до тех пор, пока рать Мамая, устремившись в погоню за русскими, не повернулась к ним окончательно тылом. Тогда, на счастье русским, ветер, дувший до того времени в лица сидевшим в засаде, изменил свое направление. И тогда Боброк Волынский сказал: «Пора!» Он поскакал впереди и погиб. Татары, увидев у себя за спиной конных русских воинов, пришли в ужас, дрогнули и побежали. Бежал сам тучный Мамай, бежали все его князья. Русские гнали татар верст на тридцать до реки Красивой Мечи. Победа на Куликовом поле и сегодня напоминает нам, что идее собирания русских земель нет альтернативы. А 625 лет назад против Мамая вышло не войско князя московского Дмитрия Ивановича, а русская земля во главе с великим князем всея Руси. На бой с ордынцами двинулись рати земель Московской, Владимирской, Ростовской, Муромской, Суздальской, Нижегородской… Пришли и псковичи, и новгородцы. И хотя великий князь Литвы Ягайло был союзником Мамая, на битву он опоздал. И не зря 9/10 подданных литовского князя были русские. Два брата Ягайло – князь Андрей Полоцкий и Дмитрий Брянский пришли со своими войсками на помощь московскому князю Дмитрию Ивановичу. Вспомнили, наконец, на Руси о былом единстве, о едином корне. И потому победили, оставив на многие века своим потомкам главный завет: пока мы едины, мы непобедимы…
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter