И ныне, и Присно...

Сельмаги на фоне супермаркетов
Сельмаги на фоне супермаркетов

Еще несколько лет назад большую часть покупок мы делали на рынках. Уж как все ругали бойкие торговые ряды под открытым небом (дескать, и товар некачественный, и обвешивают, и обсчитывают), а все равно шли туда и за продуктами, и за обновками. Привлекал большой выбор пусть не лучших, зато недорогих товаров, радовала возможность все рассмотреть, потрогать руками да поторговаться.

Но рынки сегодня отходят на второй план, наступил век супер– и гипермаркетов. Выбор в гигантских торговых центрах ничуть не меньше, зато как комфортно! Товары не мнутся, не портятся в сумках продавцов, а самим покупателям больше не страшны ни холод, ни снег. Чек на всякую покупку выдадут без напоминания, а график работы уже не зависит от продолжительности светового дня. В общем, преимущества супермаркетов оценили и горожане, и сельские жители. Все чаще крестьяне выбираются за покупками в города, а если сами поехать не могут, просят городских родственников привезти «диковинных» угощений. В сельмаги же наведываются разве что за солью, хлебом да спичками.

А ведь были времена, когда из городов ездили за дефицитом на село...

Старые постройки сельских магазинчиков смотрятся сегодня, словно пришельцы из прошлого века.

Есть старый сельмаг и в деревне Присно–1 в Могилевском районе, он и продуктовый, и хозяйственный, а летом, как выяснилось, здесь и стройматериалы продают — шифер, цемент, гвозди.

Наведавшись в Присно, поначалу мы с фотокорреспондентом даже решили, что магазин и вовсе закрыт: не толпился на крылечке народ, никто не спешил за покупками. Но сельмаг работал, и даже ассортимент оказался приличным. Не как в супермаркете, но все необходимое было: свежий хлеб и молоко, конфеты и мандарины, моющие средства и тарелки с кастрюлями да еще семена, канцтовары, полотенца, парфюмерия, резиновые сапоги.

Только первых покупателей нам почему–то пришлось дожидаться минут 20, а когда они — молодая мама с двухлетним сыном — все же появились, мы узнали, что клиенты эти непостоянные, хоть и местные. Жительница деревни Ольга рассказала, что муж ее работает в городе и по дороге домой запасается всем необходимым, а в сельмаге она бывает от случая к случаю, хоть и считает, что магазин неплохой.

Очереди здесь редкость. Присно к густонаселенным деревням не отнесешь, сельские пенсионеры — покупатели невыгодные, ограничены в средствах, владельцы коттеджей в основном работают в Могилеве, там и заходят в гастрономы. Разве что дачники по выходным докупают то, чем не успели запастись в городе.

Только летом торговля оживает: нарасхват стройматериалы, старики запасаются овощами, фруктами и сладостями для детворы, съезжающейся на каникулы, в жаркие дни «разметают» соки и минералку.

Зимой — затишье, в цене разве что хлеб, молочные продукты, сладкая «сгущенка» да лук с морковью, если лето выдалось неурожайным. Все остальное расходится обычно вяло.

Правда, Лариса Тарасова, заведующая и продавец в одном лице, не отчаивается, каждого посетителя встречает приветливой улыбкой, чтобы привлечь клиентуру, следит за ассортиментом и в зимнюю стужу доставляет продукты на дом пожилым односельчанам. Но при всем старании выручка в зимние месяцы не превышает 12 — 13 миллионов рублей (к лету она возрастет процентов на 30), причем для старенького магазина это неплохо.

— Крупных торговых центров появляется все больше, — вздыхает Лариса Алексеевна, — а ведь число покупателей явно не растет.

Когда магазинов много, нам, покупателям, удобнее, есть из чего выбирать, но сельским торговым точкам приходится нелегко.

— Товаров в села завозим много, следим, чтобы были разнообразными и не дороже, чем в городе, — рассказала мне председатель правления Могилевского райпо Татьяна Барлюгова. — Было бы кому покупать, а это как повезет.

Действительно, очень непросто торговать в деревне, неподалеку от которой раскинулся рынок. Как ни крути, а у частников пока все дешевле.

К тому же жители отдаленных деревень сегодня уже не ездят в сельмаги за 10 — 15 километров, даже если своя торговая точка по какой–то причине закрыта. Уж если посвящают день шоппингу, отправляются прямиком в городские супермаркеты.

Кадры — тоже больной вопрос для потребкооперации, завмага не найти, горожанки–продавцы рвутся в торговые центры, как и покупатели, — там ведь и заработки выше, а нагрузка меньше. А у сельчанок, которые и рады бы возглавить магазин, нередко не хватает образования.

И все же сельмаги хоронить рано. Где, как не там, одинокому старику купить продукты, сельхозинвентарь? А куда бежать дачнику, если закончились спички, сахар либо консервы?

К тому же многие сельчане привыкли, что в магазине их знают в лицо и величают по имени–отчеству. А находятся и ярые противники «бездушных» супермаркетов: дескать, в них и заблудиться недолго.

— В малых населенных пунктах не хотят торговать частники, а товары первой необходимости обязательно должны продаваться в каждой деревне, — убежден первый заместитель начальника управления торговли и услуг Могилевского облисполкома Олег Шершнев. — Ими могут обеспечить сельчан только автолавки или магазины. Поэтому для удобства людей потребкооперация должна сохранять торговую сеть даже себе в убыток (к счастью, в прошлом году поработали с прибылью). А еще в сельских магазинах можно заказать сложную бытовую технику и вообще все, что выпускает наша промышленность, и совсем не обязательно ехать за крупными покупками в город. Многие жители деревень этой возможностью охотно пользуются.

Чтобы выжить в условиях конкуренции, в сельмагах не только берут клиента вежливостью и вниманием — быстро выполняют поступившие заказы, договариваются с поставщиками о наиболее привлекательных закупочных ценах.

Что ни говори, а подсчитано, что каждый сельский житель Витебщины делает в магазинах потребкооперации покупок в среднем на 842,1 тысячи рублей в год, на Гомельщине — на 610,6 тысячи, а в Могилевской области — на 727,9 тысячи рублей.

Но главное — в глубинке уже появляются подобия супермаркетов. В Могилевском районе немало гастрономических магазинов, не отличающихся от городских ни интерьером, ни ассортиментом, — в Вейно, Восходе, Дашковке, Кадино. И коллективы там побольше, чем в стареньких магазинчиках, где продавец, грузчик, «оператор котельной» и уборщица в одном лице.

Сельмаги ремонтируют, наполняют новым оборудованием и ходовым товаром. Вряд ли они когда–нибудь уподобятся крупным торговым центрам, но, во всяком случае, организовать торговлю так, чтобы сельские жители перестали завидовать горожанам, потребкооперации под силу.

Фото Николая ТИТОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter