Сельмаги на фоне супермаркетов
Еще несколько лет назад большую часть покупок мы делали на рынках. Уж как все ругали бойкие торговые ряды под открытым небом (дескать, и товар некачественный, и обвешивают, и обсчитывают), а все равно шли туда и за продуктами, и за обновками. Привлекал большой выбор пусть не лучших, зато недорогих товаров, радовала возможность все рассмотреть, потрогать руками да поторговаться.
Но рынки сегодня отходят на второй план, наступил век супер– и гипермаркетов. Выбор в гигантских торговых центрах ничуть не меньше, зато как комфортно! Товары не мнутся, не портятся в сумках продавцов, а самим покупателям больше не страшны ни холод, ни снег. Чек на всякую покупку выдадут без напоминания, а график работы уже не зависит от продолжительности светового дня. В общем, преимущества супермаркетов оценили и горожане, и сельские жители. Все чаще крестьяне выбираются за покупками в города, а если сами поехать не могут, просят городских родственников привезти «диковинных» угощений. В сельмаги же наведываются разве что за солью, хлебом да спичками.
А ведь были времена, когда из городов ездили за дефицитом на село...
Старые постройки сельских магазинчиков смотрятся сегодня, словно пришельцы из прошлого века.
Есть старый сельмаг и в деревне Присно–1 в Могилевском районе, он и продуктовый, и хозяйственный, а летом, как выяснилось, здесь и стройматериалы продают — шифер, цемент, гвозди.
Наведавшись в Присно, поначалу мы с фотокорреспондентом даже решили, что магазин и вовсе закрыт: не толпился на крылечке народ, никто не спешил за покупками. Но сельмаг работал, и даже ассортимент оказался приличным. Не как в супермаркете, но все необходимое было: свежий хлеб и молоко, конфеты и мандарины, моющие средства и тарелки с кастрюлями да еще семена, канцтовары, полотенца, парфюмерия, резиновые сапоги.
Только первых покупателей нам почему–то пришлось дожидаться минут 20, а когда они — молодая мама с двухлетним сыном — все же появились, мы узнали, что клиенты эти непостоянные, хоть и местные. Жительница деревни Ольга рассказала, что муж ее работает в городе и по дороге домой запасается всем необходимым, а в сельмаге она бывает от случая к случаю, хоть и считает, что магазин неплохой.
Очереди здесь редкость. Присно к густонаселенным деревням не отнесешь, сельские пенсионеры — покупатели невыгодные, ограничены в средствах, владельцы коттеджей в основном работают в Могилеве, там и заходят в гастрономы. Разве что дачники по выходным докупают то, чем не успели запастись в городе.
Только летом торговля оживает: нарасхват стройматериалы, старики запасаются овощами, фруктами и сладостями для детворы, съезжающейся на каникулы, в жаркие дни «разметают» соки и минералку.
Зимой — затишье, в цене разве что хлеб, молочные продукты, сладкая «сгущенка» да лук с морковью, если лето выдалось неурожайным. Все остальное расходится обычно вяло.
Правда, Лариса Тарасова, заведующая и продавец в одном лице, не отчаивается, каждого посетителя встречает приветливой улыбкой, чтобы привлечь клиентуру, следит за ассортиментом и в зимнюю стужу доставляет продукты на дом пожилым односельчанам. Но при всем старании выручка в зимние месяцы не превышает 12 — 13 миллионов рублей (к лету она возрастет процентов на 30), причем для старенького магазина это неплохо.
— Крупных торговых центров появляется все больше, — вздыхает Лариса Алексеевна, — а ведь число покупателей явно не растет.
Когда магазинов много, нам, покупателям, удобнее, есть из чего выбирать, но сельским торговым точкам приходится нелегко.
— Товаров в села завозим много, следим, чтобы были разнообразными и не дороже, чем в городе, — рассказала мне председатель правления Могилевского райпо Татьяна Барлюгова. — Было бы кому покупать, а это как повезет.
Действительно, очень непросто торговать в деревне, неподалеку от которой раскинулся рынок. Как ни крути, а у частников пока все дешевле.
К тому же жители отдаленных деревень сегодня уже не ездят в сельмаги за 10 — 15 километров, даже если своя торговая точка по какой–то причине закрыта. Уж если посвящают день шоппингу, отправляются прямиком в городские супермаркеты.
Кадры — тоже больной вопрос для потребкооперации, завмага не найти, горожанки–продавцы рвутся в торговые центры, как и покупатели, — там ведь и заработки выше, а нагрузка меньше. А у сельчанок, которые и рады бы возглавить магазин, нередко не хватает образования.
И все же сельмаги хоронить рано. Где, как не там, одинокому старику купить продукты, сельхозинвентарь? А куда бежать дачнику, если закончились спички, сахар либо консервы?
К тому же многие сельчане привыкли, что в магазине их знают в лицо и величают по имени–отчеству. А находятся и ярые противники «бездушных» супермаркетов: дескать, в них и заблудиться недолго.
— В малых населенных пунктах не хотят торговать частники, а товары первой необходимости обязательно должны продаваться в каждой деревне, — убежден первый заместитель начальника управления торговли и услуг Могилевского облисполкома Олег Шершнев. — Ими могут обеспечить сельчан только автолавки или магазины. Поэтому для удобства людей потребкооперация должна сохранять торговую сеть даже себе в убыток (к счастью, в прошлом году поработали с прибылью). А еще в сельских магазинах можно заказать сложную бытовую технику и вообще все, что выпускает наша промышленность, и совсем не обязательно ехать за крупными покупками в город. Многие жители деревень этой возможностью охотно пользуются.
Чтобы выжить в условиях конкуренции, в сельмагах не только берут клиента вежливостью и вниманием — быстро выполняют поступившие заказы, договариваются с поставщиками о наиболее привлекательных закупочных ценах.
Что ни говори, а подсчитано, что каждый сельский житель Витебщины делает в магазинах потребкооперации покупок в среднем на 842,1 тысячи рублей в год, на Гомельщине — на 610,6 тысячи, а в Могилевской области — на 727,9 тысячи рублей.
Но главное — в глубинке уже появляются подобия супермаркетов. В Могилевском районе немало гастрономических магазинов, не отличающихся от городских ни интерьером, ни ассортиментом, — в Вейно, Восходе, Дашковке, Кадино. И коллективы там побольше, чем в стареньких магазинчиках, где продавец, грузчик, «оператор котельной» и уборщица в одном лице.
Сельмаги ремонтируют, наполняют новым оборудованием и ходовым товаром. Вряд ли они когда–нибудь уподобятся крупным торговым центрам, но, во всяком случае, организовать торговлю так, чтобы сельские жители перестали завидовать горожанам, потребкооперации под силу.
Фото Николая ТИТОВА.
И ныне, и Присно...
Сельмаги на фоне супермаркетов