И никакой самодеятельности

Когда–то региональный народный театр был отдушиной для тех, кто мечтал связать свою жизнь с искусством...

Когда–то региональный народный театр был отдушиной для тех, кто мечтал связать свою жизнь с искусством, а также трамплином в волнующий мир кулис и софитов для выпускников школ, жаждущих сделать театральную карьеру. Какое место он занимает в нашей жизни сегодня, сохранил ли свои позиции, продолжает ли быть кузницей актерских кадров? На многие эти вопросы ответы звучат порой поистине парадоксально.


Лепельский народный театр «Поиск» — один из старейших самодеятельных театров Витебской области, много раз он становился призером республиканских и международных фестивалей. Долгое время «Поиском», в котором играли люди самых разных профессий — педагоги, медики, рабочие, журналисты, руководил режиссер Виктор Джамилашвили, выпускник Киевского национального института культуры и искусств. В 2006 году Виктор Иванович это дело бросил и стал работать педагогом в коллективе, который вот уже 20 лет возглавляет его супруга Наталья, — в детском образцовом театре–студии «Сюрприз» Лепельской детской школы искусств.


В день моего приезда в студии как раз проходил экзамен по сценической речи. Ребята увлеченно читали стихи Пушкина, Байрона, Аркадия Кулешова. После экзамена мы разговорились с супругами Джамилашвили о перспективах и проблемах народного театра.


— Виктор Иванович, о вас отзываются как о человеке крайне профессиональном, бесконечно преданном театральному делу. Почему вы ушли из «Поиска»?


— В какой–то момент просто опустились руки, — восстанавливает ход событий Виктор Иванович. — Уже не мог работать — инфаркт или инсульт случился бы. У нашего театра были победы на фестивалях — международных и республиканских. Но судьба его в Лепеле, по большому счету, никого не интересовала. А для того чтобы коллективу расти, что–то требовать от него, нужно ведь и вкладывать. Нам давали мизер, по сути, ничего, кроме зарплаты. Приобретение костюмов и декораций ложилось на мои плечи.


— Сколько вы руководили «Поиском»?


— 16 лет. С 1989 по 2006–й.


— Труппа большая была?


— 25 человек. Для самодеятельности это много. А всего за свою творческую жизнь я поставил 38 спектаклей, в том числе и совместно с детским театром «Сюрприз», например, «А зори здесь тихие...».


— Получается, что детский театр сегодня более востребован?


— Нет, сегодня он нужен только мамам и папам, — подключается к разговору супруга Наталья Джамилашвили, чтобы рассказать и о своих проблемах. — Мы поставили мюзикл «Алиса в Зазеркалье», яркий, хороший спектакль. Показали премьеру, потом съездили в близлежащий санаторий — и все, больше не можем его нигде показать. Своей сцены у нас нет. Все спектакли создаем в классе Лепельской детской школы искусств, а потом перед премьерой просим руководство РДК, чтобы нас пустили на сцену на два часа. В «Сюрпризе» — 72 ученика. Каждый год кто–то связывает судьбу с профессиональным искусством. Выпускники работают в минском ТЮЗе, театре им. Я.Купалы и витебском театре им. Я.Коласа, театре «Лялька», студии моды Сергея Нагорного, учатся в вузах Киева и Минска, преподают в Могилевском училище искусств. Неужели мы не заслужили лучшего отношения? У нас нет достойного транспорта. Только «Газель». В Светлогорск на гастроли ехали 18 детей с декорациями в 12–местной «Газели». Можете себе представить? Хорошо, что директора театров в Витебске и Минске идут навстречу и отдают старые костюмы из списанных спектаклей. Реставрируем их как можем. 8 костюмов пошили за собственные заработанные деньги.


— Мы отнюдь не жалуемся, — резюмирует Виктор Джамилашвили. — Но создается впечатление, что в народном театре сегодня нет заинтересованности. Вы бы знали, с какой тоской на меня смотрят мои бывшие актеры.


— Можно сказать, что в советское время заинтересованность в народном театре была большая?


— Не то слово. Правда, тогда и соблазнов было меньше. Сейчас ребенка от компьютера не оторвешь. Но, считаю, надо поддерживать народный театр, даже если это интересно небольшому количеству людей. Тем более в маленьких городах и поселках.


Нынешний руководитель Лепельского народного театра «Поиск» Виталий Хватынец — ученик Виктора Джамилашвили, как может старается держать марку. Ставит спектакли, пишет песни, ищет таланты. (Воспитанник нового поколения театра «Поиск» Андрей Королевич уже работает в труппе республиканского ТЮЗа.) Виталий признался, что его уже второй год зовут в труппу театра им. Я.Коласа, но переехать в Витебск он пока не решается.


— Почему?


— Семья, быт — все как–то уже устоялось, — перебирает Виталий струны на гитаре.


— Виталий, как вам работается после ухода учителя?


— Давайте объективно. Не ходит зритель в театр, — честно признается Хватынец. — И это не только наша беда. В театре Якуба Коласа тоже неполные залы. Этот отток спровоцировали информационные технологии, интернет, телевизор. Превращать подмостки в «Комеди клаб» как–то не хочется. Вот планируем выложить записи спектаклей в интернет, завести отдельную страницу, чтобы о «Поиске» узнала и нынешняя молодежь. В любом случае, будем бороться за публику.


— А кто играет в труппе?


— Программисты, индивидуальные предприниматели, воспитатели детских садов, ученики школы. Самые разные люди.


Есть в Лепеле и еще один народный коллектив — театр миниатюр «Балаган», которым руководит молодая улыбчивая Татьяна Неведомская. Создавала его Татьяна фактически с нуля:


— Когда 3 года назад я пришла сюда как молодой специалист, в «Балагане» вообще не было ни одного человека. Сейчас есть труппа, пусть и небольшая. Главная проблема что нашего коллектива, что театра «Поиск» — это люди. Нелегко найти талантливых. Ходим по предприятиям, лицеям, колледжам, рассказываем о нашем театре. Кто–то поначалу заинтересовывается, потом вдруг отказывается.


Неужели в славной истории народного театра действительно пришло время ставить жирную точку?..


Цифра «СБ»


24 театральных коллектива Витебщины имеют звание «народный», 10 — образцовые и 13 — народные театры миниатюр.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter