Дела медовые: семья Скороходовых с удовольствием совершенствует пчеловодческое мастерство

И никаких тебе трутней

Полоцкие пасечники в третьем поколении побеждают в международных конкурсах и утверждают: хороших людей пчелы не кусают. Так ли это на самом деле, попыталась узнать корреспондент «Р».

Мужская половина семьи Скороходовых на пасеке.

Уроки на пасеке

…В руках у пятилетнего Матвея рамка с пчелами. Серый клубок копошится, тихонько жужжит и старается сползти к краю, вниз – приходится аккуратно рамочку переворачивать. Я стою метрах в 10—15 от юного пасечника и не могу избавиться от дрожи в коленях. Меня успокаивает отец семейства – Андрей Скороходов:

– Да не тряситесь вы так сильно! Пчелы чувствуют ваш страх, безошибочно угадывают адреналин, и их это раздражает. А вообще-то хороших людей они не кусают, а плохие пчелами сами не занимаются. Так что со скверным настроем к ним лучше не подходить. Если у меня, например, какие-то нерешенные проблемы или просто день не задался – на пасеку ни ногой. К пчелам нужно относиться с уважением и любовью, спокойно, умиротворенно – это живые барометры, они очень тонко чувствуют твое состояние. Если оно им не понравится – будут и сами тревожиться.

Папины выводы подтверждает все мужское представительство пчеловодов Скороходовых. А кроме Матвея это еще 17-летний Александр и 12-летний Михаил. Мальчишки не просто увлекаются искусством медовых дел, но и отстаивают честь страны на международном уровне. Саша – победитель престижных состязаний юных пчеловодов. Загорелся республиканским конкурсом в 12-летнем возрасте. Мама Аня вспоминает:

– У ребенка на носу городская олимпиада по географии, а он штудирует специальную литературу, изучает пчеловодство… Я видела, что бороться с увлечением бесполезно, тем более что и сама к пчелам неравнодушна. Сейчас вот только двухлетняя Софья да трехмесячная Евфросиния меня немного от пасеки отвлекли. Одним словом, в итоге Александр занял второе место на республике по пчелам и третье – по географии. Потом было третье место по пчеловодству в Польше (в конкурсе участвовали представители 19 стран, Сашу даже пригласили на бесплатную учебу в тамошний пчеловодческий техникум), шестое – в Словакии. Чуть позже – первое командное место в Чехии и вторая ступенька пьедестала в Англии. Теперь вот Александр и Михаил, а также их друг Даниил – ученик Андрея — собираются ехать во Францию. Мальчишки профессионально ловят трутней, метят маток и делают прививки.

Аня с дочерьми занимаются расфасовкой меда.

Строим вместе с пчелами

Пока идет разговор, я все еще со страхом смотрю на жужжащие ульи и спрашиваю у мужественной ребятни: их когда-нибудь пчелы кусали? Оказывается, было дело…

В многодетной семье со смехом вспоминают, как маленький Миша пытался учить родственницу тетю Лену ловить трутней. Крылатые насекомые, судя по всему, посчитали его квалификацию слабоватой для того, чтобы проводить обучающие семинары, и ужалили. Аккурат перед 1 сентября. Утром первоклассник Михаил Скороходов проснулся и спрашивает у мамы: почему у меня глазки не открываются? А вот Матвей с младенческих лет усвоил урок, преподанный дедом: если пчелка укусила, нужно то место незамедлительно помазать соком одуванчика. От укусов никогда не плакал. В двухлетнем возрасте, еще не умея толком разговаривать, побаловавшись на пасеке, просто молча тащил папе сорванный на лугу стебелек одуванчика и показывал, куда приложить…

Предприниматель Андрей Скороходов (его бизнес не связан с пчелами) вспоминает свой путь к пасеке:

– Впервые загорелся мечтой лет в семнадцать. Жили тогда с родителями в деревне, и они мне свое добро не дали. А в магазинах в то время продавали мед в банках, похожих на горшочки. Я все время на них заглядывался… Потом учеба, женитьба. Восемь лет назад получил участок под строительство дома и решил: вот теперь у меня точно пасека будет! Тем более что в семье было кому познакомить с азами пчеловодства. Дедушка моей супруги Владимир Васильевич к тому времени занимался пчелами уже около 60 лет. Он поделился со мной пчелосемьями, что-то я докупил. И развернулся. Здесь, возле дома, у меня немного ульев, основная пасека – в тридцати километрах от города, на отдаленном хуторе. Там даже сотовая связь не ловит – крылатым подопечным настоящее раздолье. 

Рассказывая о своем хобби, Андрей то и дело пытается углубиться и переходит на профессионализмы. Аня его аккуратно одергивает: знает, что муж может говорить о пчелах часами. И даже сутками. Многодетная семья показывает мне свои хоромы – просторный дом еще в процессе достройки, но уже вполне уютный. Хозяин смеется:

– Пока строил его своими руками, еще трое детей родились. Если бы заранее знал, чуть-чуть изначально расширил бы пространство...

Дедушке Владимиру Васильевичу первые ульи подарили на свадьбу — 65 лет назад.

Ульи на свадьбу

Это Андрей Владимирович скромничает, с пространством у Скороходовых все в порядке. Вон, в центре фойе на втором этаже стоит самая ценная вещь – медогонка. Обязанность женской половины – Ани, Софьи и Евфросинии – разлить свежий медок по баночкам. Они с этим отлично справляются. Вообще-то Аня уверена – девчонки появились в семье как небесная благодать. Что касается имен – они не случайны. На мой вопрос мама отвечает тоже вопросом:

– А вы знаете, какие две достопримечательности в Полоцке, с чьими именами связаны? Вот в честь древнего города мы своих дочерей и назвали. Софья — очень красивое имя, раньше так только княжон именовали. Я все время представляла, что у меня будет своя маленькая княжна в беленьком платьице. Когда беременная ходила, муж руку к животу приложит, слушает, а потом заявляет: ну точно Сонька растет – ни звука! Так что здесь выбора не оставалось. И Евфросиния – сама тишина и спокойствие. Всю работу даст по дому переделать, ночью практически не просыпается. Так что с девчонками мне явно повезло.

Аня показывает яркую детскую книжку Сергея Мытько «Эйя – королева пчел». Маленькая повесть о жизни пчелиного королевства, рассказанная старой королевой. Все картинки к этой книге Аня рисовала сама. А их – десятки. Как только времени хватило?

Хватило. Так же, как хватает и у Андрея. Признается: чтобы в доскональности изучить пчеловодство, два года ежедневно читал по 3—4 часа специальную литературу. Обучающие семинары, зарубежные поездки, знакомство с иностранными пасеками и медоперерабатывающими предприятиями. А еще – занятия со школьниками. Сначала к пчеловодству приобщились одноклассники Саши, потом подтянулись соседские ребятишки. В итоге Андрею Скороходову предложили вести кружок при центре внешкольной работы. Сейчас он занимается с детьми в монастыре Евфросинии Полоцкой. Ребятня с удовольствием осваивает азы пчеловодческого мастерства.

Андрей предлагает мне угоститься свежим медком и инструктирует:

– Главное, чтобы целебный продукт был полностью экологически чистым. Однократное применение антибиотиков оставляет след в улье на пять лет! Поэтому я обхожусь без химпрепаратов, обработка идет спиртом и кислотой – это менее эффективно, требует больших временных затрат, но зато полностью безопасно.

В этом же, кстати, уверен и старейший пчеловод династии, к которому мы тоже успели заглянуть на чаек. Дедушке Владимиру Васильевичу и его супруге Валентине Яковлевне очень легко подсчитать общий пчеловодческий стаж: первые ульи молодоженам подарили на свадьбу, которая состоялась 65 лет назад. И до сих пор, получается, верные труженицы пчелки сопровождают их по жизни.

begunova@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter