«И нашу песенку любимую споем…»

Государственный музыкальный поставил спектакль «Небесный тихоход»

На спектакль «Небесный тихоход» лучшие места в зале отдают ветеранам

К 65-летию освобождения Беларуси Государственный музыкальный театр подготовил премьеру – спектакль «Небесный тихоход», созданный по мотивам широко известного одноименного фильма, снятого в 1945 году. Небывалую популярность этот кинофильм приобрел во многом благодаря музыке ленинградского композитора Василия Соловьева-Седого и его знаменитым шлягерам «Потому что мы пилоты» и «Пора в путь-дорогу». Позднее композитор намеревался создать на основе музыки, написанной им к кинофильму, музыкальную комедию, предназначенную для театра. В этот замысел был посвящен его ученик и близкий друг Марк Самойлов – ныне народный артист России, известный петербургский композитор. После того как Соловьева-Седого не стало, Самойлов как эстафету принял на себя его нереализованную идею и в 1995 году по мотивам фильма создал свое оригинальное произведение. По жанру — это лирическая музыкальная комедия, которая до сегодняшнего дня не сходит с подмостков многих российских театров.

Нынешняя постановка в музыкальном театре — совместная акция театральных деятелей Минска и Санкт-Петербурга, осуществленная в рамках Года культуры России в Беларуси.

Вместе с композитором Марком Самойловым из Санкт-Петербурга в Минск приехала и постановочная группа спектакля: режиссер Любовь Дементьева, сценограф Иван Совлачков и балетмейстер Александр Бесков, которые работали в содружестве с главным дирижером Белорусского музыкального театра Анатолием Лапуновым и главным хормейстером Светланой Петровой.

В отличие от других музыкальных комедий и мюзиклов Самойлова, в «Небесном тихоходе» нет развернутой музыкальной драматургии. «Если говорить обобщенно, то в этом произведении я стремился воссоздать дух советской песни», – говорит композитор. – И здесь необходимо отметить, что, невзирая на песенный склад музыкального материала, спектакль разворачивается до объема мюзикла, наполненного оригинальными жанровыми номерами, развивающими сюжетную линию произведения.

Итак, уловив еще в увертюре до боли знакомые темы песен Со-ловьева-Седого, которые лейтмотивом проходят по всему произведению, зритель увидел на сцене и знакомых персонажей, бравых летчиков-истребителей, заключивших «святой мужской союз», суть которого сводилась к тому, что «первым делом – самолеты. Ну а девушки – потом!». При этом один из них, майор Булочкин, не мог и предположить, что, вернувшись из госпиталя в свой авиаполк, получит назначение командовать женской эскадрильей с их тихоходными У-2…

В премьерном спектакле образ майора Булочкина воплотил ведущий солист театра Антон Заянчковский, один внушительный вид которого, как нельзя лучше оправдывает образ красавца-военного. Заянчковский особенно силен в лирико-драматических сценах, которые с его участием приобретают особую убедительность. Роль капитана Кайсарова исполнил Виктор Циркунович – одаренный артист, отличающийся редкой органичностью, для которого не существует рамок амплуа. Капитан Кайсаров в его исполнении – балагур и весельчак, самый обаятельный из всех ассов, умеющий найти выход из любого положения. В образе уверенного в себе старшего лейтенанта Тучи предстал Александр Осипец – характерный артист, который особенно силен в комедийных сценах.

Роль штурмана Кати Кутузовой сыграла Ирина Шитикова, выделяющаяся не только яркой внешностью и статью, но и отточенным актерским мастерством и завидной органичностью. Остальные исполнительницы ролей летчиц тоже каждая со своей изюминкой, а все вместе они – статные, как на подбор, смешливые и задумчивые, бесстрашные и ранимые, и все без ума от своего командира. Но влюбился майор, притом с первого взгляда, в спецкора «Комсомольской правды» Лену Павлову, которая по заданию редакции прибыла в расположение авиаполка. В образе белокурой красавицы-журналистки предстала блистательная Маргарита Александрович.

Среди персонажей второго плана выделяется образ старшины, который создает заслуженный артист России Алексей Кузьмин. В кино про таких артистов говорят – мастер эпизода.

«Небесный тихоход» — единственный из спектаклей театра, в котором не участвуют артисты балета, таково было решение режиссера. «Мне не хотелось привносить в постановку дополнительных эффектов, – говорит Любовь Дементьева, – действие должно вы-глядеть как можно более натуральным, и выиграть его мы должны не внешними эффектами, а душою и сердцем».

Директор и художественный руководитель театра Алексей Исаев не случайно к знаменательной дате выбрал «Небесный тихоход». Именно этот спектакль по своему духу и эстетике близок ветеранам, для которых отдаются лучшие места в зрительном зале.

На снимке: сцена из спектакля.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter