И нашим и вашим

С Виктором Корбутом по стране и миру

До 2017 года власти Вильнюса собираются освободить знаменитую Лукишкскую тюрьму от заключенных. Знаменита она печальными сюжетами из прошлого. Был бы жив Максим Танк, он бы рассказал о своем сидении в тамошних казематах при «панской» Польше. Мемориальными досками можно завесить не один квадратный метр стен: «на Лукишках» отсидели срок многие литераторы. Так же, как чуть раньше — при царе Николае II — в минском Пищаловском тюремном замке, ныне известном как «Володарка», Якуб Колас писал свои стихи.


Идея отдать тюрьму под гостиницу и музей родилась и в Вильнюсе, и в Минске давно. В 2008 году, после того как обвалилась одна из башен «пищаловского» острога, в МВД серьезно взялись за подсчеты: во сколько обойдется вывод из старых стен исправительного учреждения. Инвесторы навострили уши, чтобы вовремя включиться в конкурентную борьбу за использование здания под отель. Но страсти, не успев разгореться, улеглись. Слишком дорогое это предприятие — «переформатировать» тюрьму в гостиницу. Но идея рано или поздно будет осуществлена. Когда разбогатеем.


Однозначно: белорусским и литовским экспертам есть повод обсудить одну общую проблему — как из царских застенков сделать комфортабельный туристический комплекс.


Несмотря на схожесть исторических традиций Беларуси и соседних государств, общие проекты в туризме реализуются крайне редко. Взять Россию, с которой фактически нет границы. Полмесяца назад замминистра спорта и туризма Чеслав Шульга предложил ввести визу Союзного государства наподобие Шенгена ЕС. Давно пора! Сколько людей приезжают в Россию, при этом желая посетить и Беларусь, но путь к нам закрыт — нужен отдельный разрешающий документ. Хотя лету из Москвы в Минск — всего час.


Витебчане ездят учиться в Смоленск, и наоборот — смоленские ребята поступают в наши вузы. А, например, о туристическом маршруте Полоцк — Витебск — Смоленск я не слыхал. Хотя каждый школьник знает, что испокон веков эти города были в одной упряжке — очень схожи по культуре, архитектуре. Только на деле получается, что в лучшем случае белорусы ездят в Смоленск не дальше вокзала: перепродавать сметану или вообще транзитом на Москву. Вот и все наши трансграничные маршруты.


На западном направлении звучит много красивых слов. А дела таковы, что с 2005 года Витебск, Полоцк, латвийский Даугавпилс и шведская губерния–остров Готланд осуществляли проект «Панорама Двина — Даугава», потом была совместная с ЕС акция Bella Dvina. В результате в Полоцке открыли туристско–информационный центр. О других ощутимых результатах я не знаю.


Тем временем Подляшский музей Белостока и Гродненский историко–археологический музей планируют подать заявку на 4 миллиона евро от ЕС для создания совместных экспозиций о традициях пограничья. Шанс получить деньги есть по программе трансграничного сотрудничества «Польша — Беларусь — Украина 2007 — 2013». Возможно, эта сумма поможет наконец–то начать и реставрацию крепости. Было бы очень кстати. Особенно с учетом того, что жители порубежья вскоре получат возможность ездить друг к другу по спецпропускам, без виз.


Нужно разработать все перспективные трансграничные маршруты до деталей. И не только предлагать свое видение, но и интересоваться мнением со стороны. Тогда караваны туристов действительно пойдут вместе с ощутимой прибылью — и нашим и вашим.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter