И на заре, как сквозь сон, слышен малиновый звон…

«Ни один инструмент не выразит то, что способен донести до сердца колокольный звон. При этом каждый колокол уникален, как и человек: звонарей  учим всех одинаково, а звонят по-разному», — говорит директор Минской школы звонарей, магистр искусств Богдан Березкин

В прозрачном морозном воздухе слышится колокольный звон...

«Ни один инструмент не выразит то, что способен донести до сердца колокольный звон. При этом каждый колокол уникален, как и человек: звонарей  учим всех одинаково, а звонят по-разному», — говорит директор Минской школы звонарей, магистр искусств Богдан Березкин. На церковную колокольню его, профессионального музыканта с консерваторским образованием, привел интерес к древнему музыкальному инструменту.

Сейчас у Богдана Владимировича уже много учеников. Есть среди них и ребятишки, учащиеся  столичной детской музыкальной школы № 9.

Класс колокольного звона, созданный здесь, — первый и пока единственный в республике. Директор школы Олег Попов считает его удачным экспериментом. А авторство идеи приписывает Виктору Курашу, нынешнему заместителю министра культуры, — четыре года назад возглавляемое им управление культуры Мингор­исполкома помогло школе, имеющей великолепную материальную базу, с приобретением не совсем обычных музыкальных инструментов.

 Учебные колокола быстро и качественно отлили на прославленном предприятии «Отменное литье». А учить детей древнему искусству звона предложили  Березкину.

«Без знания церковных традиций стать профессиональным звонарем невозможно», — уверен Богдан Владимирович. Поэтому профессиональное мастерство он преподносит вместе с историей. Его ученики  уже знают, что у колокольного церковного звона много функций. Он неотъемлемая часть богослужений… Что существует большое разнообразие звонов, среди которых набат, благовест, перебор, перезвон, трезвон…

Исстари в тревожные для Родины дни колокола призывали народ на вече, на защиту Отечества и оповещали о победе. Гласом Божиим, архангельской трубой, голосом сердца, воспевающим красоты земные, именовали колокола наши предки.

Считается, что самые первые колокола появились в Западной Европе в начале V века. Согласно преданию, изобретение их принадлежит епископу Ноланскому Павлину, который увидел во сне полевые колокольчики, издающие приятные звуки. Павлин велел отлить их в металле. Поначалу колокола делали небольшими. Но с XV века в России появились собственные колокольные заводы, где взялись за создание колоколов гигантских размеров. С тех пор при храмах постепенно стали формироваться звонницы, «голос» которых с приобретением каждого дополнительного колокола слегка менялся…

«Почему?» — с интересом спрашивают ребятишки. «Потому что двух одинаковых по звучанию колоколов  никогда не встречается, — поясняет Богдан Владимирович. — Характерная для православного звона нежная певучесть достигается особой пропорцией меди и олова. В эталонном сплаве — восемьдесят процентов меди и двадцать олова. Но если получится добавить на один процент олова больше, то голос бронзы обретет дивную «серебристость»…      

Управлять колоколами, оказывается, не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Обычно их делят на три группы, и звонарь звонит с помощью обеих рук и ноги, которой нажимает на педали. Если у человека есть чувство ритма, хорошая координация и огромное желание научиться  звонить, он справится. Но дело это тяжелое, скорее мужское, чем женское. В последнее время, правда, и хрупкую девушку на колокольне можно встретить. А в женских монастырях исстари звонари — инокини да послушницы…

Одиннадцатилетняя Лиза Стулина слушает рассказ любимого учителя, как сказку. В школьный ансамбль колокольного звона она пришла с намерениями серьезными: пианино освоила, теперь колокольную азбуку пожелала постичь. Конечно, все семь колоколов ей пока еще не повинуются. Но на одном уже удается синхронно звонить рядом с Яном Бабицким, который виртуозно с тремя управляется…

Десятиклассник Всеволод Быков тоже занимается в музыкальной школе по классу фортепиано. Говорит, что колокола для него — увлечение для души. Ведь без соответствующего отношения к себе и своей душе сложно почувствовать себя полноценным человеком.   

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter