И на БАМе зрели помидоры

Что ты знаешь о БАМе? То, что это железная дорога в Восточной Сибири и Дальнем Востоке России длиной более 4 тысяч километров?

Что ты знаешь о БАМе? То, что это железная дорога в Восточной Сибири и Дальнем Востоке России длиной более 4 тысяч километров? Правильно! Что ее много лет строили комсомольцы со всего СССР в условиях вечной мерзлоты и непроходимой тайги? Верно! А знаешь ли ты, что наш земляк Виктор Хиневич выращивал там огурцы, помидоры и даже розы?

Когда Виктор Хиневич, технолог Скидельской бройлерной птицефабрики, вместе с женой Наталией в 1985-м отправился на БАМ по комсомольской путевке, там уже уложили «золотое звено» – соединили две части огромной дороги.

– Два года я проработал инструктором штаба ЦК ВЛКСМ, ездил с проверками по бескрайним бамовским просторам, – вспоминает Виктор Иванович, который сейчас возглавляет ЗАО «Борисовдетспецпродукт». – А затем в должности генерального директора «АгроБАМа» принялся развивать там сельское хозяйство. Занятие, скажу я вам, в тамошних условиях – не из легких. Перепады температуры почти 100 градусов: от – 60 0С зимой, до + 40 0С летом. Вечная мерзлота. Мне приходилось видеть, как водители солярку в машину не заливают, а засыпают кусочками. Но было бы желание. По всему БАМу по-явились первые теплицы. Чтобы удобрить землю, пришлось доставлять навоз по железной дороге. Самое интересное, что мы даже не знали, как промаркировать груз. До нас местные ж/д таким не занимались. Тем не менее нам удалось перевезти ценное удобрение за 800 километров. Для обогрева теплиц приловчились использовать обратное тепло теплотрассы. И овощи пошли в рост. А ведь до этого героические строители БАМа помидоры и огурцы видели только летом.

У китайцев во время визита в Харбин я подсмотрел идею строительства подземного овощехранилища. Так хотелось сохранить выращенный урожай! Ведь из наземных хранилищ около 80 процентов овощей приходилось выбрасывать – слишком большим был перепад температур зимой и летом. Мы пригласили китайцев, чтобы они помогли выбрать площадку. Сделать это было сложно – под землей били ключи. Они безо всяких приборов, с помощью каких-то палочек указали подходящее место. А там как раз родник. «Вы что? – удивляюсь. – Здесь же родник». «Он бьет, но его тут нет, Виктор», – отвечают. В общем, где они сказали, там мы хранилище и построили. Промерзшую землю поднимать не стали, а как кроты стали подкапываться под вечную мерзлоту. Через каждые пять метров выдолбили боковые ниши, сделали естественное кондиционирование. А на входе поставили две печки-буржуйки. В итоге лук с капустой сохранялись почти на 100 процентов!

Розы? Да, и розы разводили. До этого цветы на БАМ доставляли самолетом из Грузии. Мы же закупили восемь сортов в Прибалтике. Построили шесть теплиц. Когда родился мой сын, вся палата жены была в цветах. Наверняка розы и сейчас на БАМе выращивают.

В тему

Во вторник, 5 августа, в Центральном комитете Белорусского республиканского союза молодежи собрались бойцы отрядов, строивших Байкало-Амурскую магистраль. Среди них был и наш герой Виктор Хиневич. Бамовцев поздравляли с круглой датой – в этом году стройке века стукнуло 40 лет. Юбилейные медали доставил из Москвы и вручил нашим землякам один из организаторов строительства магистрали, председатель Совета ветеранов БАМа Анатолий Лукьянчиков. В свое время именно он руководил стройкой таежного поселка с красивым названием Золотинка, который возводила белорусская молодежь.

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter