«Стой! Что везешь?»: наш корреспондент пыталась провезти на автомобиле через контрольные посты на дорогах «незаконно» срубленную елку

И хочется, и колется

В канун Нового года баталии между приверженцами живых и искусственных елок идут похлеще, чем между веганами и мясоедами. Одни считают запах хвои в квартире главным генератором праздничного настроения, другие при упоминании елочных базаров представляют поля на месте некогда зеленых лесов.  Однако это не так. Товар для елочных базаров выращивают на плантациях специально к праздникам. От шишки до пышной красавицы: корреспондент «Р» побывала в лесхозе и увидела, какой путь проделывает главный символ Нового года, прежде чем украсить собой наши дома. Также мы проверили, реально ли провезти елку в автомобиле мимо поста лесной охраны без остановки.

На плантациях растут ели разных возрастов. Вырубке подлежат только те, которым больше 5 лет и которые не ниже одного метра.

Эх, елки зеленые

Деревья для елочных базаров выращивают на специальных плантациях. Одна из них расположилась в Молодечненском лесхозе. Стройными рядами зеленеют маленькие росточки. У каждого установлена табличка с надписью, сколько лет саженцу и когда его пересадили. Вот то самое место, где рождается лес. Находится оно в деревне Городок. 

— На питомники отводится много пространства, поэтому кроны деревьев развиваются равномерно и густо в отличие от елочек, которые растут в лесу и заготавливаются в процессе рубок, — вводит меня в курс дела главный лесничий Молодечненского лесхоза Андрей Шибеко. 

Ель выращивают из семян. Останавливаемся у плантации взрослых хвойных деревьев. С них собирают шишки для семян. Оказывается, это довольно сложный и долгий процесс, ведь ель плодоносит раз в пять лет. Ранней весной семена высаживают в парники. 

— Хвойное посевное отделение у нас занимает 1 гектар. Половину этой площади засеваем елью, а половину — сосной. В итоге получаем до 5 миллионов сеянцев. Их регулярно подкармливаем, пропалываем, поливаем,начальник питомника Антон Тарасевич строго соблюдает технологию выращивания каждого вида колючих питомцев.

Из разговора с главным лесничим узнаю, что для сосны двух лет в питомнике вполне достаточно, чтобы окрепнуть. При этом за два года будущая новогодняя красавица вырастает всего на 5—15 см. Ели растут еще медленнее, поэтому остаются в питомнике до четырехлетнего возраста. Затем их высаживают на специальных плантациях с подходящей почвой, чтобы новогодние деревца выросли стройными и пушистыми. Их периодически обрезают и прищипывают верхушки. Так крона становится густой. 

— Многие отказываются от покупки живой ели, считая, что тем самым проявляют заботу о природе. Хотя «Гринпис» утверждает, что пластиковое дерево наносит куда больший ущерб окружающей среде, — Андрей Шибеко заводит разговор об экологической подоплеке вопроса. — Оптимальное решение — ель в кадке. Очень много людей звонят, спрашивают елки в кадках. Если в 2017 году наш лесхоз продал 15 таких красавиц, то в 2018-м — уже сто. В планах на 2019-й — реализовать около 200.

После праздников ель в кадке можно высадить в открытый грунт. Тем, кто планировал поставить дерево на балконе, чтобы оно достояло до следующего праздника, главный лесничий объяснил: 

— Елка в кадке сейчас спит. В доме ее можно держать не дольше недели. Иначе она решит, что наступила весна, проснется, пустится в рост, засохнет и погибнет. Срубленную елку тоже нельзя заносить с улицы сразу в квартиру. Подержите ее денек на балконе, пусть она привыкает к теплу постепенно.

Бухгалтер выписывает нам товарный чек и предупреждает, что его нужно сохранить вплоть до самого дома на случай, если по дороге нас остановит лесная охрана или ГАИ.

В лесу родилась елочка

Мы тем временем держим путь на еловую плантацию. В пути разговор заходит о елочных базарах, которые открыли в прошлую пятницу. 

— Елок хватит всем? — интересуюсь.

— К вырубке первой партии зеленых красавиц на продажу мы приступили накануне открытия елочных базаров, — Андрей Шибеко говорит о логистике. — Самые жаркие дни выдались перед католическим Рождеством. Приходилось делать два-три рейса в день. В предстоящие выходные тоже ждем наплыва покупателей. Многие ставят елку ближе к Новому году, чтобы дольше простояла. Рубить деревья будем до 30 декабря, а продавать до 31-го. 

…По разбитой трактором дороге углубляемся в лес. Такими маршрутами грузовики ездят за елками каждый день. Плантация, на которую мы направляемся, создана в 2011 году. На площади в 2,5 гектара растет около 10 тысяч елочек. Сорт у них один — «Ель обыкновенная». Практика, когда создаются специальные плантации для новогодних деревьев, себя оправдывает. Так удается удерживать баланс между вырубленными и посаженными елями. 

Без снега план­тация выглядит не слишком по-зимнему. Мы стоим между стройными рядами молоденьких елочек и говорим о большой работе, которая проделана, чтобы в наших домах стояли только самые красивые и пушистые из них.

— Растениям нужны постоянный уход и забота. Мы их подстригаем, выкашиваем траву, вырубаем кустарники, формируем крону. Следим, чтобы елочки не повреждали вредители или дикие животные, — перечисляет регулярные процедуры главный лесничий. — Когда ели достигают 1 метра, начинаются работы по формированию кроны. При этом основная работа проводится именно весной и летом, когда деревья активно растут. 

На плантациях ели разных возрастов. Вырубке подлежат только те, которым больше 5 лет и которые не ниже одного метра. После новогодней рубки плантации отнюдь не превращаются в пустошь, как это представляют рьяные экоактивисты. Вместо срубленных деревьев сразу же высаживают новые. Это позволяет ежегодно заготавливать необходимое количество новогодних елей, не нанося ущерба лесному хозяйству региона.

Тем временем со всех сторон доносятся глухие удары топоров. Команда лесников собирает новогодний «урожай» и загружает его в кузов. На вырубке обычно работают 2—3 лесника и, конечно же, водитель. Примерно с 20 декабря, когда начинается горячая пора, на плантации появляются дополнительные рабочие руки.

Не проходит и получаса, как наш грузовик доверху заполнен зелеными красавицами, которые скоро украсят собой чьи-то дома. Те новогодние деревья, которые лесхоз не сможет реализовать, бесплатно передадут в детские дома, интернаты, больницы и церкви. Если нераспроданных деревьев окажется слишком много, их отвезут в местное охотничье хозяйство на корм животным.

Убедившись, что с документами полный порядок, нас отпускают.

Следим за базаром

Грузовик, под завязку набитый колючими деревьями, напоминает открытку советских времен. По ухабам лесной дороги он мчит на центральную площадь Молодечно. Именно там расположена одна из точек продажи. 

— В основном люди берут деревья от 1 до 2 метров. В квартире поставить большую ель сложно. Пенсионеры чаще просят новогодние букеты. Люди, которые живут в частных домах, предпочитают деревья повыше. Вообще, берут не только елку, но и сосну, — вкратце описала предпочтения покупателей продавец этого елочного базара. — По желанию покупателя дерево бесплатно упаковываем. У нас для этого есть специальная машина.

На улице темнеет, а елочный шопинг в самом разгаре: кто-то пока приценивается, а кто-то делает выбор сразу. Оно и понятно: тянуть дальше некуда, на календаре конец декабря. 

— Хочу, чтоб ароматная была. Как в детстве, — слышу, обращается к продавцу с конкретным запросом кто-то из покупателей. 

— Ты ведь не жену выбираешь, а елку. Бери вот эту и пойдем, — мама торопит сына, оба смеются. Настроение на елочном базаре царит самое что ни на есть праздничное. 

— Многие сейчас берут искусственные деревца, но мне они не нравятся. Люблю, когда в доме пахнет хвоей. Не представляю Новый год без живой елки, — признается местная жительница, унося с собой полутораметровую красавицу.

В Молодечненском лесхозе елка в кадке стоит 15 рублей. Обычная 1,5—2-метровая — 10 рублей, 2—3-метровые — 12, а елочный букет — 5 рублей. Цены по стране чуть-чуть отличаются. Дерево высотой до метра обойдется в 9 рублей, от 1 до 2 метров — 11, от 2 до 3 метров — 16. В лесничествах стоимость еще ниже: 7 рублей, 8 и 12 соответственно.

В целом, лесничие сошлись во мнении, нарушителей в последние годы стало меньше. 

Все под контролем

Каким бы большим ни был ассортимент на елочных базарах, всегда найдутся любители сходить в лес с топором и самовольно срубить деревце. По словам лесоводов, браконьеры активизируются как раз после 20 декабря, ближе к Рождеству и Новому году. Бывает, пытаются заготовить ель для себя, иногда рубят на продажу. Поэтому на период новогодних праздников в стране введен усиленный режим охраны лесов. Задействованы сотрудники Гослесохраны, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира, Минприроды и МВД. 

Мы решили проверить, остановят ли наш автомобиль с елкой в салоне. Отправляемся за новогодним символом на елочный базар в Городокское лесничество. Выбираем тот, что попушистее да побольше. Бухгалтер выписывает нам товарный чек и предупреждает, что его нужно сохранить вплоть до самого дома на случай, если по дороге нас остановит лесная охрана или ГАИ. 

— При перевозке новогодних деревьев индивидуальные предприниматели должны при себе иметь товарно-транспортную накладную, а физические лица — чек из торговой точки, где приобреталось дерево, — пояснил начальник отдела охраны и защиты леса, охоты и охотничьего туризма Минского государственного производственного лесохозяйственного объединения Дмитрий Пинчук. — За отсутствие соответствующих документов пре­дусмотрена административная ответственность. Важный момент: чеки и товарно-транспортные накладные действительны только один день.

Загружаем елку на заднее сиденье, чтобы ее верхушка демонстративно виднелась со всех сторон, и поехали. Движемся по дороге Н-9114 Молодечно — Илия. Замечаем впереди пост лесной охраны. Вместе с двумя сотрудниками лесничества службу несет сотрудник милиции. В толстенных непродуваемых бушлатах и утепленной обуви, судя по всему, стоят здесь не первый час. Делаем ставки, оценивая наши шансы проскочить. Не вышло. Заметив елку в салоне, один из постовых показывает нам диск красного цвета. Тормозим на обочине.

— День добрый! Документы на елочку, пожалуйста, — обращается ко мне Александр Мурашко, мастер леса Молодечненского опытного лесничества. 

— А бывали случаи, когда везли елку без документов? — интересуюсь, протягивая товарный чек из лесничества.

— В этом году еще нет, — убедившись, что с документами полный порядок, нас отпускают.

Во время проверки поговорили с проверяющими. Из короткого разговора узнаю, что пост стоит здесь не случайно: это единственная дорога, которая ведет в крупный лесной массив. Некоторые автомобилисты не чураются свернуть в лесок и возвратиться к машине не с пустыми руками...

— Бывали случаи, когда браконьеры буксовали на месте преступления, приходилось их трактором вытаскивать, — позже вспомнил Андрей Шибеко. — Иногда сельские жители попадаются на незаконной рубке елей к празднику. Проводим с ними профилактические беседы.

По пути на следующий пост сходимся с фотографом во мнении, что овчинка выделки не стоит. Сами подумайте. Чтобы срубить елку в лесу, нужно неслабо заморочиться. Для начала купить в строительном магазине топор. Самый дешевый стоит раза в три дороже, чем самая пушистая елка на новогоднем базаре. Затем нужно доехать до леса — бензин и прочие дела. Исцарапать любимые ботинки, блуждая по зарослям в поисках красивого деревца. Срубить его, исколов при этом все пальцы. Затащить в машину, перепачкав смолой весь салон. И всю дорогу по пути до дома дрожать, как зайчик в сезон охоты, в страхе быть пойманным. А страх вполне оправдан. В эти дни на автодорогах республиканского и местного значения выставили 80 контрольных постов. Параллельно мобильные рейдовые группы патрулируют особо лакомые участки леса, где растет молодняк.

Забегая наперед, скажу, что мы проехали 3 поста. На каждом нас остановили и проверили документы. Тем, кто еще возлагает надежды на свой топорик, будет интересно узнать, что фотоловушки также смотрят в оба. В лесах установлено более 600 камер фото- и видеофиксации. Они могут долгое время работать автономно, надежно защищены от неблагоприятных погодных условий, а главное, могут идентифицировать лица и регистрационные номера автомобилей нарушителей. Камеры работают в режиме онлайн, мгновенно передавая снимки на мобильный телефон. Если кто-то появился на плантации, лесная охрана это видит. При необходимости выезжает оперативная группа. С начала года с их помощью выявлено 580 нарушителей, в том числе попавшихся на незаконной рубке новогодних деревьев. 

В целом, лесничие отмечают, нарушителей в последние годы стало меньше. Это подтверждает статистика. С 20 декабря лесная охрана провела более 600 рейдов и проверила более 2,4 тысячи автомобилей. По данным на 24 декабря, выявлено 3 случая незаконной рубки елей: в Гомельской, Гродненской и Могилевской областях. Два новогодних дерева, провозимые без документов, изъяты.

gorbatenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter