И каждый раз навек прощайтесь, когда уходите на миг...

Прощаясь до вечера, мы обнялись и расцеловались. Было людное место — час пик. Друг меня осудил: «Нашел место и время, где проявлять свои чувства». Мы торопились на лекцию (как сейчас помню) по журналистской этике.

Мой друг рос без отца, но с матерью, единственным источником нежности, сохранял добрые, даже дружеские отношения. Тем более странным показалось мне его замечание тогда.

В семье, где рос я, целовались по нескольку раз на день, и я, как все дети, проецировал собственный крошечный опыт на жизнь других. Уходишь в школу — целуешь маму и папу (если он дома). Возвращаешься — тоже (как правило, маму, ибо отца не было допоздна, да и в командировки он ездил едва ли не чаще, чем заходило солнце). Пообедал — целуешь маму, благодаришь за обед. Поужинал — тоже. Уходишь спать — обязательно: маму и сестру.

Итоги: минимум четыре поцелуя в день — с мамой, парочку — с сестрой, один — с отцом. В дни семейных и общих праздников, сопровождавшихся обменом подарками, количество поцелуйчиков возрастало. В дни нечаянных радостей — тоже.

Это было необременительно, как рукопожатие. И, как дыхание, — естественно. За мгновение до того, как твои губы касаются щеки мамы (папы, сестры или тети, бабушки, дедушки, если они в гостях, что было нередко), за секунду до этого ты не посылаешь в мозг паническую команду: «Надо бы поцеловать стариков. Вперед!» Этот порыв на уровне инстинкта уже заложен в моем генетическом коде: от папы и мамы, а тем — от собственных родителей...

Впрочем, мою маму нежности научил
отец. Точнее, не научил (научить этому невозможно) — привил привычку укрощать серость быта праздником поцелуя. Потому как сам вырос в поцелуях собственных родителей. Он не учил маму, не читал ей нудных нотаций — он просто целовал жену, уходя на работу, целовал, придя домой, целовал после завтрака, обеда и ужина... Целовал всегда, когда был повод. Кто–то просто сказал бы: «Спасибо». Отец еще и целовал.

Это не было игрой (Боже упаси!). Это было нормальным, естественным продолжением его отношения к женщине, к жене.

Не уверен, что маме поначалу безоговорочно нравились эти «телячьи нежности» (она из крепкой крестьянской семьи, многодетной, многотрудной, многожильной, даже угрюмоватой...). Но капля точит камень не силой, а частотой падения — прошло время, и самой маме стало не хватать этого «штриха» к семейному портрету.

Сейчас она уверена, что с этим родилась. И попробуйте ее в этом переубедить!

И мои дети выросли (и растут) в поцелуях. Предполагаю, что многим читателям это покажется если не диким, то странным: я могу броситься к сыну (он выше меня на голову и сам уже — тьфу, тьфу, тьфу! — без пяти минут отец) на улице с поцелуями (один–два сухих, но влюбленных тычка в щеку), и меня нисколько не смутит присутствие прохожих. И Глеба, думаю, тоже.

Видел удивление, замешательство в глазах его друга, когда, прощаясь с сыном, одновременно с рукопожатием прильнул к его щеке. Такие же точно глаза были и у моего студенческого друга Сереги Анисимова, когда я, прощаясь до вечера, прилюдно расцеловал свою мать.

Эти поцелуи не игра в нежность. И даже не ритуал (хотя что–то от ритуала в них все–таки есть). Этот порыв — стремление удержать ТЕЧЕНИЕ жизни, паническое понимание его КОНЕЧНОСТИ... И, конечно, восторг созерцания собственной кровинушки.

Нежности не бывает много. Ее всегда не хватает, как витамина РОСТА.

Сергей РЫКОВ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter