И фольклор, и хип–хоп

Молодая минская группа « Морфе Акустик Бэнд» играет то, что считает актуальным

Молодая минская группа « Морфе Акустик Бэнд» играет то, что считает актуальным


Среди белорусских команд «Морфе Акустик Бэнд» выделяется не только интернациональным составом — в «Морфе» играют музыканты с белорусскими, армянскими, русскими, татарскими корнями, — но и своей музыкой: динамитной смесью инструментального фри–джаза, восточного фольклора, хип–хопа и даже рэпа. О том, как название группы (по–гречески morfe означает «единство формы и материи») связано с тем, что она делает, мы беседуем с лидером коллектива Оганесом Аванесяном.


— Оганес, а правда ли, что первые концерты «Морфе Акустик Бэнд» давала не где–нибудь, а в академических концертных залах?


— Просто когда мы начинали, музыканты «Морфе» еще учились в своих учебных заведениях, минской консерватории, государственном институте культуры. Ребята на своих факультетах должны были давать отчетные концерты, и мы выступали там вместе, всей группой. Так что первыми нашими слушателями были преподаватели и студенты музыкальных учебных заведений — и оказалось, что наша музыка была им, профессионалам, интересна.


— Притом что вы, лидер группы и автор практически всей музыки, — непрофессиональный музыкант. Да и в принципе — перкуссионист (музыкант, играющий на ручных барабанах. — Ред.) во главе группы, согласитесь, — большая редкость.


— Да, я по образованию юрист и музыкой занимаюсь с середины 2000–х. Мне всегда нравились латинские ритмы, конги, перкуссия, я сам купил себе эти барабаны, сам выучился играть. В голове стала рождаться музыка, сначала что–то в ритмах бразильской сальсы, потом и более сложное...


— И вокруг вас стали собираться вполне себе профессиональные, высокообразованные музыканты...


— Да, профессиональные, но все, как один, молодые. «Морфе» — это такое начинание, старт для всех нас, и старт, по–моему, успешный. Вот, например, Анатолий Таран, выпускник минской консерватории, уже играя в группе, стал лауреатом международного конкурса аккордеонистов в Германии.


— У вас еще потрясающая духовая секция — на записях постоянно солируют попеременно то кларнет, то флейта...


— Андрей Минков, на мой взгляд, один из серьезнейших музыкантов Беларуси, я горжусь, что он уже много лет с нами. На кларнете он делает совершенно невероятные вещи, может играть потрясающий авангард, фри–джаз, солировать, уходить на второй план, снова солировать и импровизировать... Как же было такого музыканта не двинуть на первый план?


— «Морфе» играет сложную инструментальную акустическую музыку, да еще с восточным оттенком. Как бы вы ее сами назвали?


—Я по национальности армянин, многие наши музыкальные идеи оттуда, — но я не могу сказать, что это армянская музыка. Мне всегда было сложно дать нашей музыке определение — авангард ли это, джаз ли? Мы ее подаем как джаз с элементами фолка. Но при этом на наших концертах на сцену выходят и рэп–певцы...


— То есть вы играете то, что вам нравится, а название этому предлагаете найти слушателю?


— Музыкант и должен делать то, что он считает актуальным, что у него получается, что хочет делать. «Избитость», «затертость», неактуальность — самое страшное, в чем его можно обвинить. Вокруг нас сегодня океан музыки! Сегодня никого не удивишь, скажем, техникой игры на инструменте, люди вокруг научились играть. Но ты должен иметь свой саунд, свое звучание, чтобы слушатель мог сказать: а, это «Морфе»!


— И ваш слушатель это говорит?


— Мы не делаем специально какой–то звук, чтобы понравиться публике, чтобы больше продать альбомов или билетов на свои концерты, хотя каждую пьесу готовим, репетируем, аранжируем подолгу, потому что хотим сделать качественный продукт. Но если верить социальным сетям, основной наш слушатель — люди от 25 до 40, которые что–то понимают в музыке. Если в самом начале это были педагоги и студенты, то сейчас — а сегодня «Морфе» много ездит по Восточной Европе, дает концерты в Украине, Польше, России — среди наших слушателей много художников, артистов, людей, которые занимаются искусством.


— И вся эта богема под вашу музыку отплясывает не жалея ног...


— Да я и сам не могу устоять на месте, когда ее слышу! Музыка «Морфе» очень насыщена ритмически — кто–то под нее танцует, кто–то слушает, кому как удобно.


— Сейчас «Морфе Акустик Бэнд» готовит к выходу свой первый альбом — и в нем ваши традиционные конги, кларнет и контрабас активно поддерживаются электроникой.


— В музыке надо быть гибким, надо пробовать все. Известный звукорежиссер Андрей Жуков, работающий с группой «Троица», с радостью подключился к нашей работе, показал потрясающий профессионализм и чутье, на многое открыл нам глаза. «Морфе» на диске зазвучит так, как должна сегодня звучать.


Андрей Васянин


vasianin@rg.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter