Источник: Знамя юности
Знамя юности

Для великана и для Золушки. Где купить одежду и обувь тем, кто не вписывается в размеры, которые предлагают производители?

И фасон, и цвет, а размера нет

Каждый из нас стремится подчеркнуть собственный стиль и индивидуальность. Выбираем модные, красивые вещи так, чтобы они идеально сидели по фигуре, гармонировали с обувью и аксессуарами. Но как быть тем, кто не вписывается в размеры, которые предлагают производители?

Рисунок Анатолия Щеголева

Крик души

Светлане из Витебска, у которой верх 60-го размера, а низ – 50-го, купить готовый костюм проблематично, так как немногие производители отдельно продают верх и низ:

– По моим параметрам в магазинах можно найти лишь что-то мешковатое черно-серого цвета, а я хочу выглядеть элегантно и ярко. 

Обладательница пышной фигуры Мария посетовала на то, что для полных людей только на рынке можно найти что-то интересное:

– Там и ткани современные, правда, качество оставляет желать лучшего. С обувью тоже мучаюсь. У меня 42-й размер и седьмая полнота. Раньше в магазинах обувь расставляли по размеру и полноте, а теперь указан только размерный ряд. В основ­ном все модели на худенькие ножки. Если повседневные туфли еще подобрать можно, то изящную обувь на полную ногу и невысоком каблуке или без него не найти. 

Сложно одеться не только пышке. Приятельница жаловалась, как тяжело для ее высокой худощавой дочери-подростка подобрать одежду. Белорусские производители шьют в основном на рост 164, 170 сантиметров, лишь у некоторых можно найти женскую одежду с маркировкой 176, не более. А ее Анна 184 сантиметра ростом и 44-го размера. Татьяна рассказывает:

– Мы с трудом нашли брюки к 1 сентября. Купить пальто, платье, пиджак или рубашку – всегда проблема, потому что у дочки длинные руки. Обувь тоже не подобрать: вверху нога худая, а ступня широкая. Когда у дочки в лет 9–10 был 35-й размер, то детских кожаных сапог на широкую ногу и узкую голень мы не нашли. Зато подобрали женские… на каблуке. Поэтому пришлось приобрести на рынке импортные из кожзама.


Баланс спроса и предложения

В одном из магазинов, где продают пальто, я поинтересовалась, какой рост представлен у них. Оказалось, как и везде, 164–170 сантиметров, и лишь единичные модели – 176. А что делать высоким девушкам, которым коротко­ваты рукава? Заведующая предложила подшивать готовые вязаные манжеты. Это выход. Но где их взять? Почему бы не продавать их тут же, чтобы в одном месте подобрать пальто, пусть и с коротковатыми рукавами, и манжеты к нему?

Начальник отдела маркетинга и сбыта ОАО «Знамя индустриализации» Владимир Виноградов рассказал, что предприятие отшивает размерно-полнотный ряд моделей в зависимости от спроса торговых объектов:

– Некоторые магазины берут только пару размеров из всего размерного ряда модели. Заказы на нестандарты, а чаще всего это не столько большой размер, сколько высокий рост, приходят один-два за сезон. И мы стараемся их выполнить.

Стоит отметить, что есть магазины, которые специализируются на продаже одежды для великанов. Так, индивидуальный предприниматель Людмила Стриганкова уже десять лет держит павильон «Три богатыря» в одном из торговых центров Витебска, где представлена мужская одежда от 54-го до 80-го размера (обхват груди 160 сантиметров!).

Здесь одеваются «богатыри»

Доцент кафедры «Конструирование и технология одежды и обуви» Витебского государственного технологического университета Вера Довыденкова рассказала:

– Принят стандарт, который устанавливает типовые фигуры и их размерные признаки. Он является обязательным при проектировании одежды. Но всегда есть люди, которые не попадают в эту классификацию. У кого-то более длинные руки, чем в типологии, или соотношение туловища и ног не соответствует стандарту. И если один из ста не может купить себе подходящий размер, это нормально. Всегда есть до пяти процентов людей, которые не могут найти себе подходящие по росту и размеру одежду. Для них и существует индпошив.


Чтобы сидело по фигуре

Построить выкройку на нестандартную фигуру под силу только опытному закройщику, который знает, как скрыть полноту, как поведет себя ткань, какой цвет поможет достичь желаемого эффекта. Заместитель директора Витебского государственного индустриально-технологического колледжа Татьяна Бродская вводит в курс дела:

– Все мерки, построение чертежей и раскрой производит наш единственный модельер-конструктор Людмила Тихонова. Она разрабатывает модели для нашего театра моды и, кроме этого, делает раскрой, а на этапе пошива уже подключаются учащиеся. В учебных программах производственного обучения швей и техников-технологов изучение моделирования одежды не предусмотрено. Поэтому индивидуальные заказы не берем, шьем только для творческих коллективов. 

Модельер-конструктор колледжа Людмила Тихонова работает в модной индустрии более 40 лет:

– Таблица измерения типовых фигур делается на основе массовых обмеров. К примеру, один и тот же женский 46-й размер по груди может быть разной полнотной группы, так как у кого-то талия шире или уже. Раньше антропометрическими исследованиями фигур занимались дома моды, сейчас их нет, и замеры давно никто не делал. 

Людмила Александровна поделилась наблюдениями: 

– Фигура в последние десятилетия изменилась: люди стали выше и полнее, увеличился размер ноги. 

К слову, фигура европейцев отличается от нашей. У белорусских женщин, к примеру, длина переда до талии с учетом груди намного больше, чем длина спинки до талии, в европейской фигуре они практически одинаковые. Поэтому выкройки из журнала Burda не подходят на наши славянские фигуры.

Сейчас у нас продается много одежды из Китая, а там совсем другие фигуры – мелкие и низкие. Молодежи еще можно что-то найти, а более пышным барышням уже трудно подобрать. Хотя китайцы стараются шить одежду и обувь и на наших «великанов».

Людмила Тихонова вспоминает: 

– Раньше клиенты заказывали одежду в ателье, куда из-за огромных очередей было очень сложно попасть. Сейчас в магазинах большой выбор, поэтому нет необходимости шить индивидуально. Хотя у меня несколько крупных клиенток заказывают одежду до сих пор – подобрать что-то готовое у них не получается.



Обзвонив несколько мастерских Витебска, обнаружила, что некоторые ателье уже закрылись, некоторые занимаются только ремонтом. Шить на заказ не хотят. Но найти мастера все же можно. Модельер-конструктор Илона Воробьева работает индивидуально как самозанятая:

– Я не люблю ремонт, мне нравится делать вещь от начала до конца. Да, у меня были заказчики с нестандартной фигурой. У одной из них – асимметрия с разницей в правом и левом боковом шве в шесть сантиметров.

Илоне Воробьевой нравится творить

Всегда сложнее шить, если есть какие-то перепады: большая грудь и маленькие бедра или, наоборот, руки длинные либо слишком полные по отношению к телу. В таком случае важно найти пропорции, чтобы добиться баланса и гармонии:

– Некоторые заказчицы хотят пошить то, что увидели где-то на картинке, но не всякая модель им подойдет. К примеру, даме с грушевидной фигурой, как бы ей ни хотелось, прямое пальто пошить не получится из-за того, что плечи узкие, а бедра очень широкие. Поэтому стараюсь подсказывать клиенткам, как для них  лучше.

Мы все акселераты

Чтобы обеспечить потребителя обувью, которая будет по размеру и соответствовать форме ног, каждые десять лет необходимо проводить антропометрические исследования, потому что за это время происходят массовые изменения стоп. Могут поменяться и размер, и обхват.

В 2007–2010 годах специалисты Витебского государственного технологического университета провели во всех регионах нашей страны обширные антропометрические исследования стоп всех возрастных групп детей, мужчин и женщин. Измерения показали, что акселерация присутствует во всех категориях. Предыдущее широкомасштабное исследование стоп населения проводилось еще в советское время. Доцент кафедры «Конструирование и технология изделий из кожи» ВГТУ Юлия Милюшкова подмечает:

– Параллельно с нашими исследованиями в России провели свои, и данные у нас разные. Наши предприятия закупают колодки в основном за рубежом, в том числе в России. Так как в разных регионах стопы разнятся, то производители вынуждены корректировать купленные колодки, подгоняя к параметрам наших стоп.

Менеджер по развитию женского ассортимента СООО «Белвест» Инна Есьман рассказала, как предприятие формирует размерно-полнотный ряд:

– Ростовку делаем исходя из размеров подошв, которые нам предлагают производители. Как правило, для женской обуви делают с 36-го по 41-й размеры, для мужской – с 40-го по 45-й. Некоторые европейские производители женские подошвы изготавливают максимум 40-го размера. У нас же не только 41-й, но и 42-й, и 43-й размеры пользуются спросом. Но такие подошвы для женской обуви практически не изготавливает никто. Поэтому у себя на подошвенном участке мы делаем 5–6 фасонов в год женских с 35-го по 43-й размеры и мужских с 38-го по 48-й размеры. И на одном фасоне может быть выработано 5–6 моделей. В каждой коллекции присутствуют нестандартные размеры, но их процент маленький.

Инна Николаевна заверяет, что на предприятии решают проблему по мере возможности: 

– Пользуемся аналитикой, учитывая продажи своей розничной сети. Когда-то мы уменьшили выпуск 40-го размера, увеличив количество 38-го и 39-го, снизились продажи по 37-му размеру, хотя раньше он считался самым продаваемым.

Для великана и для Золушки

В Витебском государственном профессионально-техническом колледже легкой промышленности, где учат будущих сапожников, еще недавно шили обувь на заказ. Как там обстоят дела сейчас?

Сшить обувь на заказ – удовольствие не из дешевых

Старший мастер Ирина Барковская рассказывает, что раньше брали все заказы, теперь шьют только танцевальную и выставочную обувь:

– Обслуживаем лишь старых заказчиков, используя уже готовые лекала и колодки. Индивидуальные заказы принимаем на наши выставочные модели: можем увеличить на полразмера, по подъему, полноте, если у человека торчит косточка, тоже увеличим при пошиве в этом месте. А вот расширить голенище, например, уже проблематично, нужен модельер. Надеюсь, в скором времени мы возобновим пошив для всех.

Туфля для младенца

Как оказалось, в Витебске, городе обувщиков, практически не осталось мастерских, которые бы занимались индпошивом обуви. 

Один из тех, кто еще работает, – Сергей Адамович. В обувном деле он уже почти 30 лет, один из его предков тоже был сапожником.



В мастерскую «Вариант» за индивидуальным пошивом обращаются не только те, кто не может подобрать себе обувь из-за нестандартных форм стоп (они, скорее, идут в ортопедическую мастерскую), но и любители оригинальных и эксклюзивных моделей. Сергей признается: 

– Шьем на заказ нечасто, это удовольствие не из дешевых. В основном занимаемся ремонтом, покраской, предлагаем широкий спектр услуг: растянуть, ушить, подогнать по ноге, заменить подошву, носы укоротить.

В колледже шьют выставочную обувь разных размеров

В его мастерской есть витрина с сувенирной обувью, привезенной из разных стран. И среди этого разнообразия стильная черно-белая туфля. Пару таких много лет назад башмачники пошили по заказу отца его сыну-младенцу, а когда мальчик вырос, родители принесли туфлю в мастерскую, на память.

alimova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter