И другие «массовочные» лица...

Сериалы с Анной Шадриной
Недавно снова увидала себя в титрах. Ну знаете, как это бывает: вначале идут фамилии исполнителей главных ролей. Потом тех, кто снялся в эпизодах. А дальше следует то самое «и др.».

В фильме Николая Еременко–младшего «Сын за отца» под этим «др.» в историю белорусско–российского кинематографа вошла стайка веселого студенчества образца десятилетней давности. И каждый год демонстрация режиссерского дебюта Еременко–младшего, а также единственной совместной съемки знаменитых отца и сына погружают в пучину волнительных воспоминаний.

А было так. Маленькой стипендии на большие притязания юности, понятно, не хватало. Мама моей однокурсницы — заслуженная артистка Беларуси — посоветовала нашей студенческой компании обратиться на киностудию в отдел массовки. Время для профессионально «массующихся» было благодатным. Зарубежные кинематографисты только–только рассмотрели технический потенциал «Беларусьфильма». «Массовочный» люд в разные картины требовался чуть ли не ежедневно. Оплачивался сей творческий труд, прямо скажем, скромно. Зато было по–настоящему весело. И однажды нам подфартило: «в новый белорусский боевик» потребовались добровольцы для участия в ночных съемках. Ушлые массовики знают, что за работу ночью обычно платят двойной тариф. Так судьба привела нас в столичный Дворец водного спорта. Первой неожиданностью оказалась персона режиссера–постановщика. Главный романтический герой советского кино, пират XX века Николай Еременко–младший выступал в новой для себя роли — кинорежиссера. Не успели мы опомниться от первого шока (вот так, на расстоянии вытянутой руки увидеть настоящую кинозвезду!), как нам сообщили новую сногсшибательную подробность. Нас пригласили поучаствовать в «откровенном» эпизоде, типичном для кинопроцесса 90–х. Мы должны были изобразить, «как отдыхают нувориши». То есть баня, вино и девочки... Казалось бы, задача простая. Сиди себе в шезлонге у бассейна, потягивая бутафорское шампанское дубль за дублем. Но для вящей натуральности нас попросили... раздеться. Полностью. Сценка должна была «дышать пороком». Массовка заметалась в смятении. Уж больно неожиданной казалась перспектива. Но Николай Николаевич включил свое «фирменное» обаяние (мы все тогда в него по уши влюбились), уговорил нас остаться и исполнить «долг перед искусством». Он пообещал, что эпизод на экране будет длиться пару секунд, наш «срам» снимут издали и «актеров» никто не узнает. Так шарм победил стыд. И мы, стоически сбросив одежды, завернувшись в реквизитные полотенца, шагнули навстречу «большой кинематографической славе».

Снимали до самого рассвета. К утру мы все страшно устали улыбаться, изображая «праздник жизни». И только безграничная любовь к «Жюльену Сорелю», его шутки и внимание к каждому члену массовки заставляли вновь и вновь вкладывать всю душу в очередной дубль.

Придя за гонораром на киностудию, мы обнаружили еще один сюрприз. Исполняемый нами вид работ значился в квитанциях, как «ночные съемки в обнаженном виде» и был оценен в размере двух стипендий. Вот это был праздник у девчат!

«Массовочное» лето быстро закончилось, началась учеба на следующем курсе. И однажды наша преподавательница по истории кинематографа сказала, что всем курсом мы сегодня идем смотреть премьеру. Конечно, это был «Сын за отца». Не пойти было равносильно прогулу. В темноте кинозала мы, «кинозвезды», дрожали от ужаса, дожидаясь «нашего» эпизода и реакции на наши «художества» преподавательского состава. Наверняка этот фильм видели многие. И мне не нужно подробно объяснять, почему наше волнение оказалось напрасным. Сценка действительно снята «общим планом» и длится ровно взмах ресниц.

Имена тех, кто снялся в том откровенном эпизоде, навсегда останутся скрытыми под равнодушным «и др.». Хотя, думаю, открой я эту тайну (даже публичные люди подрабатывали в юности), многие бы специально купили диск с фильмом, чтобы посмотреть произведение покадрово. Но я этого делать не стану, чтобы не нарушать наш тайный код. Я точно знаю, что раз в год, когда повторяют фильм «Сын за отца», участники безумного «массовочного» лета, не рискуя быть узнанными, посылают друг другу невидимые улыбки.

В титрах не значились...

Пишите на Anna@sb.by. И до следующей субботы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter