И дольше века длится день…

В 27-М НОМЕРЕ за 15 февраля 1931 года уже газета «Калгасьнік Беларусі» сообщала, что Центральный Комитет Коммунистической партии большевиков Белоруссии принял постановление переименовать «Беларускую вёску» и дать ей название «Калгасьнік Беларусі». Подчеркивалось, что это постановление имеет большое политическое значение. В 1931 году планировалось закончить строительство фундамента социалистической экономики. И газете предопределялась задача бороться за всеобщую коллективизацию.

Фесько – рубль, Крапиве – 20 копеек...

В 27-М НОМЕРЕ за 15 февраля 1931 года уже газета «Калгасьнік Беларусі» сообщала, что Центральный Комитет Коммунистической партии большевиков Белоруссии принял постановление переименовать «Беларускую вёску» и дать ей название «Калгасьнік Беларусі». Подчеркивалось, что это постановление имеет большое политическое значение. В 1931 году планировалось закончить строительство фундамента социалистической экономики. И газете предопределялась задача бороться за всеобщую коллективизацию.

(Окончание. Начало в №№ 5, 6 )

11 МАРТА 1931 года она поместила материал «Съезд развернутого социалистического наступления». Макар Последович рассказывал о третьем Всебелорусском съезде колхозников, Василий Фесько сообщал, что в 2—3 раза в республике увеличилась производительность труда, а Михаил Зимянин, что коммуна имени БВО в Любанском районе приняла вызов тульцев и включилась в социалистическое соревнование. «Сильнее возьмем деревню на пролетарский буксир», «Дадим Донбассу 5 тысяч шахтеров», «Трактор — результат победы генеральной линии партии», «Каждый селькор — ударник, каждый ударник — селькор...» Такие темы звучали на страницах газеты.

Видимо, те газеты, которые отсылались из редакции в архив, по каким-то причинам туда не поступили. И архивисты затребовали новые газеты. А тех в редакции не оказалось. Вероятно, пришлось выслать тот экземпляр, на котором делалась разметка гонораров. Вот это обстоятельство и помогло нам узнать фамилии тех журналистов и авторов, которые делали сельскую газету в далеком 1931 году.

Ответственным редактором был в ту пору Н. Михайлов. В № 87 газеты, вышедшей в воскресенье 5 июля, Василий Фесько передал по телефону из Свислочи информацию к 11-й годовщине победы над белополяками. Он получил один рубль гонорара. 23 декабря в № 156 была опубликована информация, гонорар за которую в размере 1 рубля 50 копеек был перечислен на коллективную селькоровскую облигацию.

В № 172 за 29 декабря 1931 года нахожу материал Михаила Тычины, который писал о колхозе «Асьвета» Любанского района. Долгим оказалось у него сотрудничество с сельской газетой. Еще в девяностые годы материалы Михаила Тычины появлялись на страницах издания. Или такой штрих — Кондрату Крапиве за стихотворение «Хто там рухаецца» выплатили гонорар в размере 20 копеек за строчку.

А вот призыв «Калгасьнік Беларусі» — в массы!» С ним газета отправлялась в бой за стотысячный тираж.

К сожалению, больше никаких номеров газеты не сохранилось, остались лишь документы за 1935 год, из которых можно узнать, кто в те годы работал в «сельчанке». Из ведомости о выплате заработной платы видно, что ответственным редактором в ту пору был П. Шерстнев, значится в конце этого списка и фамилия Мацко. Он станет первым послевоенным редактором сельской газеты, которая начнет выходить в 1945 году под названием «Совецкі селянін».

О некоторых сотрудниках «Калгасьніка Беларусі» рассказывают скупые строки командировочных удостоверений. Вот Михаил Ярчак пишет служебную записку: «Прошу выдать 100 рублей на командировку в Тереховский район». А вот распоряжение редактора «Выслать денег в Осьвею 300 рублей Шапиро Анцелю» и другое распоряжение: «Дать 200 рублей в Тереховский район Ярчаку  Михаилу  Михайловичу».  А фотограф Я. И. Соловейчик получал 150 рублей аванса для поездки в Житковичский район. Сотрудник Семашко командируется в Койдановский район, Порувеко — в Логойский, Малевич — в Бобруйск, Шушкевич — в Скидельский, ответственный редактор П. Шестаков — в Быховский.

Имеются сведения об одном сотруднике — талон № 52, выданный Янке Контусу. Его подписал местком «Калгасьніка Беларусі», и удостоверение, что его ребенок, рожденный 23 апреля 1935 года, жив и что Контусу выплачено пособие в размере 52 рублей. По большому счету, сыну Контуса около 76 лет. А вдруг он жив, здоров и может рассказать о судьбе своего отца Янки Контуса...

Или еще документ, рассказывающий о том, как профком газеты заботился о своих сотрудниках. Из него следует, что заведующий отделом информации А. А. Жук ездил в санаторий «Сосновка».

Хранится в архиве и протокол заседания месткома от 14 апреля 1935 года, на котором рассматривался вопрос о распределении средств для оказания помощи на покупку горячих обедов среди школьников и тех, кто посещал сады и ясли.

Акт от 9 апреля 1934 года знакомит еще с двумя сотрудниками издательства «Калгасьнік Беларусі». «Мы — заведующий хозяйства тов. Валуевич и шофер тов. Званович покупали две банки лака № 25 и № 17, необходимого для оформления находящегося в ремонте (после пожара) легкового автомобиля издательства, за что уплатили 37 рублей».

«Калгасьнік Беларусі», кроме газеты, издавал журнал «Сацыялістычнае будаўніцтва», а также специальные средства агитации — «Паляўнічы лісток» и «Жывёлагадоўчыя завочныя курсы». В обращении газеты к заочникам звучала следующая просьба: «Уважаемые заочники, поддерживайте связь с газетой. Пишите о своей работе, о том, что происходит в вашем коллективе по развитию животноводства».

Хранится и записка такого содержания: «Командиру-комиссару отдельной части связи тов. Волкову. 4 апреля 1935 года. Редакция газеты «Калгасьнік Беларусі» посылает Вам в порядке шефства через тов. Молчанова следующие вещи — флексатон, баскетбольные мячи, художественную литературу, общие тетради, маек 200 штук. Майки посланы отдельной посылкой 3 апреля». А флексатон, как оказывается, ударный музыкальный инструмент.

Кое-какие сведения о работе в редакции дает и такое пояснение: «Рабочий день корректора ночных смен является нормированным и не должен превышать 7 часов».

Еще не успела закончиться Великая Отечественная война, еще шли бои на подступах к Берлину, а в Минске уже начала выходить сельская газета «Совецкі селянін», предназначенная для крестьян западных областей Белоруссии. В Национальном архиве Республики Беларусь сохранился третий номер газеты, который в сводках от Советского информбюро как раз и рассказывал о массированном ударе советской авиации по Берлину, о том, как противник под напором советской армии сдает одну позицию за другой.

Есть еще несколько номеров, где рассказывается о параде Победы, который состоялся 24 июня 1945 года в Москве, опубликовано выступление Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова на этом большом торжестве.

В самой редакции «Белорусской нивы» хранятся подшивки газеты начиная с 1946 года. Главной в ту пору была тема возрождения белорусской деревни после кровопролитной войны. Из номера в номер публикуются материалы о победах белорусских крестьян на трудовом фронте. В скором времени крестьянская газета увеличила число выходов, стала издаваться на белорусском и русском языках.

В 1950 году газета стала органом Центрального Комитета КП(б) Белоруссии. Это было время, когда в стране началось движение за мощный подъем сельского хозяйства. И периодическое издание для сельчан должно было сыграть предопределенную ему роль в этом процессе. «Колхозная правда» начала выходить пять раз в неделю на двух языках.

Заслуженную награду за выполнение этих задач — орден Трудового Красного Знамени — издание для сельчан получит уже под новым названием «Сельская газета» в день 50-летия со дня выхода первого номера. Не буду детализировать этот и более поздний период сельской газеты о сельской жизни. Он нам известен, так как есть непосредственные свидетели тех событий — ветераны «Белорусской нивы», работавшие в газете в тот период. Из их материалов в рубрике «На волнах памяти», которая выходила на страницах газеты в канун юбилея, читатели уже узнали интересные факты из ее послевоенной истории.

СЕРЫЕ клочки бумаги, записки, написанные иногда просто карандашом, дошли до нашего времени. Лично мне они рассказали о том, как делалась газета в те далекие и не очень годы, как, несмотря на все трудности, журналисты издания писали интереснейшие материалы о белорусской деревне. Честно признаюсь, есть у них чему поучиться. Поэтому, думаю, что и после юбилея газеты будем не раз обращаться к тем старым номерам сельской газеты, которые открыли столь много интересного в истории и судьбе белорусской деревни.

Тамара ХОЛОД, «БН»

НА СНИМКАХ: обращение к студентам заочникам; командировочное удостоверение ответственного редактора П. Шерстнева.

Фото из Национального архива Республики Беларусь

ОТ  РЕДАКЦИИ

ПОКА история газеты изучена не до конца. Многие белые пятна нам помогли заполнить сотрудники Национального архива Республики Беларусь. И мы выражаем искреннюю признательность его директору Вячеславу Дмитриевичу СЕЛЕМЕНЕВУ, главному архивисту Марине Павловне БЕГУН, ведущим сотрудникам Светлане Сергеевне САВИНОЙ, Маргарите Анатольевне СТАРОСТЕНКО.

Редакция «Белорусской нивы» признательна и нашим читателям, которые тоже вписали свои строки в историю газеты. Надеемся, что связь читатель—газета не прервется никогда. А наши верные друзья-подписчики поскребут по сусекам в своих архивах и сделают всеобщим достоянием новые документы, касающиеся истории сельской газеты. Тем более что теперь их можно разместить в интернет-музее, который в канун 90-летия газеты открылся на сайте «Белорусской нивы». И мы, дорогие читатели, не прощаемся с вами. До новых встреч на страницах «Белорусской нивы» и на восьмом этаже Дома прессы, где прописана ваша верная спутница — сельская газета о сельской жизни.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter