«И доходим мы до точки...», или Как реклама превращается в антирекламу

Ворчания деда Адама
В одном из недавних «ворчаний» я обещал вернуться к письму Николая Мельникова, который возмутился несоответствием рекламы с ее телеизображением. В кадрах — стреляющие биатлонисты, а смысл идущих следом слов в том, что, мол, настоящий спорт — это пиво. И льется, льется оно, родимое, хоть, как справедливо считает читатель «СБ», на спортивные результаты способно влиять только отрицательно... Целиком и полностью согласен: получилась несуразица. К сожалению, очередная.

Вот, скажем, фильм печален, говорится о реальных траурных событиях, а реклама — развеселая, бравурная. Кстати, подготовил я, было, «ворчание» на эту тему, посвященное конкретному случаю, — телепередаче российского канала, рассказывающей о трагической гибели П.Машерова. Конечно, поскольку рекламные паузы делаются Москвой, то волей–неволей их не избежать и Минску. Но надеялся, белорусские телевизионщики подберут нечто социально значимое, соответствующее случаю (может, с социологами, психологами, даже историками посоветуются): скажем, о том, что надо беречь природу, памятники архитектуры, отдыхать в Беларуси... А если и прозвучит реклама товаров, то отечественных, свидетельствующая о наших достижениях.

Ан нет. Единственным пейзажем, который узрел за 55 минут передачи, стала бамбуковая роща. Продвигались с экрана товары преимущественно импортные. Исключение составила лишь продукция одного из местных пивзаводов. Однако его реклама, с моей точки зрения, выглядела просто недопустимо: зрителям доказывалось, будто выпить бокал пива — то же самое, что посадить дерево, построить дом или вырастить сына. Куда уж дальше...

Подготовил о том очередные свои заметки, но тут в редакцию поступило письмо от «бабки–ворчуньи» Алины Владимировны Круминой. Да непростое, в стихах. И с деловыми выводами в конце. Поразмышляв, понял: мое предыдущее «ворчание» следует переписать наново, сосредоточившись не на отдельных фактах, а на наиболее острых проблемах. Что и попытался сделать. Конечно, процитировать все стихотворение А.Круминой «О рекламе» вряд ли удастся, но привести четверостишие, где схвачена суть превращения рекламы в свою противоположность, пожалуй, попробую:

От рекламы порой корежит:

Нам долбят одно и то же,

Те же лица, те же строчки —

И доходим мы до точки.

Наиболее уязвимой «точкой» нашей телерекламы мне видится чрезмерная повторяемость сюжетов, часто по нескольку раз в одном блоке. А уж об одном вечере, об одном канале и говорить не приходится. Психологи подтвердят: такая назойливость, да еще в кульминационных, драматических моментах фильма или передачи способна разозлить даже хладнокровного зрителя. И тогда свое негативное отношение к рекламе он начинает (сознательно или подсознательно) переносить на товар или услугу, о которых идет речь. Вот и плакали денежки заказчика... Еще А.Крумина справедливо возмущается тем, что реклама звучит на порядок громче, чем основная передача, «будто все в стране глухие». Добавлю от себя: именно сердясь на подобный бесцеремонный «ор», я, например, так и не купил ни одного лотерейного билета. Хотя очень хотел «испытать судьбу»... Хочется надеяться, новый Закон «О рекламе» сумеет разрешить и эту «звуковую» проблему.

Все сказанное подводит к выводу: немалые средства просто бросаются на ветер. Мне кажется, реклама должна быть конкретной, с указанием хотя бы некоторых цен, желательно остроумной, запоминающейся. Над ней призваны поработать опытные литераторы, художники, психологи. И наконец здесь весьма и весьма требуется вмешательство законодателей. Ведь речь идет о тревожной социальной тенденции: знаю многих людей, вообще переставших включать телевизор из–за перенасыщенности телепрограмм рекламой. Все чаще поступаю так и сам — жалко времени. И нервных клеток, которые, как известно, не восстанавливаются.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter