И букет из соленых огурцов

Истории любви: Мстислав Ростропович и Галина Вишневская

На золотой свадьбе Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской знаменитого виолончелиста спросили, правда ли, что на великой певице он женился на пятый день знакомства. Ростропович ответил, что ему безмерно жаль четырех потерянных дней.

На самом деле официального брака с Галиной Павловной он добивался все-таки дольше, но их любовь, действительно, началась мгновенно.

Прославленный виолончелист и восходящая звезда оперы встретились впервые в 1955 году в «Метрополе» на приеме в честь иностранной делегации. Она спускалась по лестнице, он поднял глаза — и увидел богиню. И в ту же секунду понял: эта женщина создана для него. В тот вечер он был так настойчив, предлагая проводить Галину домой, что ей пришлось сообщить о существовании мужа. «Посмотрим!» — ответил Ростропович.

На следующий день оба улетели на фестиваль в Прагу. Для покорения богини Мстислав повез с собой все костюмы и галстуки и переодевался дважды в день. Заметив на ужине, что Вишневская неравнодушна к соленым огурцам, он пробрался в ее гостиничный номер и поставил там хрустальную вазу, полную ландышей и огурцов. К оригинальному букету прилагалась поясняющая записка — огурцы добавлены для гарантии успеха…

Завоевание продолжалось все четыре дня пребывания в Праге. Ростропович не только потратил на Галину все свои деньги, но и вел себя так, что не влюбиться в него было попросту невозможно. Примером этому служит эпизод в пражском саду: они гуляли, наткнулись на высокую стену, и Мстислав предложил перелезть. И двадцативосьмилетняя примадонна полезла через забор — но отказалась прыгать, увидев под стеной лужи. Тогда Ростропович снял свой светлый плащ и бросил ей под ноги. Истинный рыцарь и настоящий хулиган — и вдобавок внешность, в которой нескладность сочеталась с манерами аристократа. Словом, устоять Галина не смогла.

В Москве ее ждал муж, прекрасный, заботливый и верный, которому она была очень многим обязана, с которым похоронила сына-младенца. А в мыслях крутился ультиматум Мстислава: он ждет ее сегодня, сейчас же, или между ними все кончено. Объясниться с мужем Галина не решилась — и просто сбежала из дома. Отправила мужа в магазин, покидала в чемодан какие-то вещи и позвонила Ростроповичу, что едет. Мстислав тоже побежал в магазин — за шампанским, и встречали Галину его сестра и мать.

Зайдя в квартиру Ростроповича, Вишневская села на чемодан и расплакалась — и Софья Николаевна с Вероникой расплакались вместе с ней. Понять их нетрудно: о неземной любви сына и брата они узнали всего за пять минут до приезда его будущей жены.

Когда Мстислав и Галина расписывались официально, регистратор загса узнала знаменитую актрису и удивилась невзрачности ее жениха. А прочитав по слогам его сложную фамилию, пошутила, что у Ростроповича появился шанс ее поменять. Мстислав, разумеется, отказался.

Когда Галина забеременела, Ростропович вознесся на вершину счастья. И первое, что сделал, узнав о будущем ребенке, — схватил томик Шекспира и принялся читать жене сонеты. Сама Вишневская позже вспоминала, что с того дня он всегда читал ей Шекспира на ночь — ведь ребенок внутри должен был проникаться прекрасным... Когда подошел срок родов, Мстислав гастролировал в Англии и беспрерывно звонил жене, умоляя и требуя не рожать, пока он не вернется. Того же требовал от сестры и матери — как будто его женщины могли остановить природу. Однако Галина, действительно, дождалась мужа, и он, приехав, завалил ее подарками. А Галина сдерживала слезы, восхищаясь красивыми вещами, — она прекрасно знала, что ради подарков он две недели просто не обедал, ведь большую часть денег за гастрольные концерты приходилось сдавать советскому посольству.

Оленька родилась в марте 1956 года, а еще через два года на свет появилась вторая дочь — Леночка. Ростропович оказался необыкновенно нежным и заботливым отцом, но был очень строг в воспитании. О мальчиках не шло и речи — оберегая дочерей от мужского внимания, Мстислав даже посадил вокруг забора на подмосковной даче кустарник с шипами, чтобы потенциальные кавалеры рвали штаны.

Счастье продолжалось и не меркло. Но к концу шестидесятых для Мстислава и Галины наступили тяжелые времена. Главной проблемой стала дружба с опальным писателем Сол¬женицыным. Он жил на даче Ростроповича, и Мстислав написал открытое письмо в его защиту. Результат оказался вполне ожидаемым — и Рос¬троповичу, и Вишневской стали срывать концерты, запрещать записи, не выпускать на гастроли. Вокруг семьи словно образовался вакуум — политический, финансовый и творческий. Галина первой осознала, что выход один — уезжать из страны. Имена обоих супругов уже давно стали знаменитыми во всем мире, и они, несомненно, могли прекрасно устроиться за рубежом.

В 1974 году Ростропович и Вишневская эмигрировали в США, а четыре года спустя лишились советского гражданства и всех почетных наград и званий. Об этом супруги узнали из телевизионных новостей.

Жизнь в Америке казалась сказочной: богатство, свобода, множество творческих проектов, слава и высокое положение. Ростропович стал рыцарем ордена Британской империи, получил французский орден Почетного легиона и германский Офицерский крест. Все это вызывало и радость, и гордость, но не могло заглушить тоску по родине. Поступку Ростроповича удивлялись многие, но факт остается фактом: когда в 1990 году Мстиславу и Галине вернули гражданство, они без сомнений уехали назад, в Россию.

Став мировыми знаменитостями, они совершенно не изменились — никто не заметил в них ни пресловутой «звездности», ни снобизма. Их жизни были посвящены друг другу и искусству. А свою золотую свадьбу Ростропович и Вишневская отпраздновали в «Метрополе» — там, где встретились впервые.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter