КФХ «Снежко» включено в Республиканскую программу развития овцеводства, но никакой поддержки от нее не получило

И бросить жалко, и нести не в моготу

КФХ «Снежко» включено в Республиканскую программу развития овцеводства, но никакой поддержки от нее не получило

ТЕПЕРЬ у бывшего музыкального работника Татьяны СНЕЖКО (на снимке) другая музыка. Или, если быть точнее, какофония звуков, которые в ее КФХ «Снежко», расположенном в деревне Повишни, издают около трехсот овец, коровы, куры, свиньи, кролики, другая живность. Бывает, за день столько их наслушается, так набегается, так намается, что, кажется, быстрей бы вечер, с детьми — в семье два мальчика и три девочки — пообщаться, душой отойти. Но завтра опять начинает все заново: заготовка кормов, ремонт зданий, обновление стада, решение других вопросов. 


ТАТЬЯНА прекрасно представляла, что ожидает ее в будущем. Она окончила Гродненское музыкальное училище, отработала по специальности шесть лет. Но хотелось чего-то большего, конкретных результатов своей работы. Теперь об этом не жалеет, в целом довольна, с энтузиазмом знакомит со своими фермерскими владениями. На джипе объезжаем холмистые пастбища, где выпасается отара, показывает, где ее содержит, какой техникой заготавливает корма. С самого высокого участка открывается чудесный вид на Ошмяны. Буквально рядом, в низине около деревни, хозпостройки, техника. 

— Понять нас, наверное, сложно, как и многих других фермеров, — считает Татьяна Александровна. — Тем более что муж тоже не специалист сельского хозяйства. Когда-то мечтал стать лесником. Любит животных, охоту, рыбалку, в том числе подводную. Умеет ловить кротов. Сейчас для нас это одно общее дело, привыкали к нему постепенно. Начинали с кроликов, кур, уток, было несколько коров. Потом завели овец. На них и специализируемся. 

Когда Снежко стали заниматься агробизнесом, а было это 8 лет назад, полагали, что будет проще. Зарегистрировали КФХ, быстро получили землю, решили купить ферму. Все проблемы уладили буквально за пару месяцев. Для начала получили 37-гектарное поле: пожалуйста, начинайте свое дело. 

НАКОПЛЕННЫЙ до этого на автобизнесе стартовый капитал начали вкладывать в фермерское хозяйство. Правда, оно требует денег по сей день. Причем чем дальше, тем больше. Соответственно, с увеличением отдачи. Но она пока не та, на которую рассчитывали Татьяна и ее муж. Занимаясь на земле только производством, богатым не станешь, считает она. Но всегда хочется большего. И когда пару лет назад попросила выделить еще участок, не отказали. В общей сложности нарезали более 80 гектаров — для пастбища, заготовки кормов. 

В свое время КФХ не прочь было получить еще семь гектаров, расположенных недалеко от дома. Отказали. Поначалу Татьяна сожалела о таком решении местной власти, а теперь считает: хорошо, что так получилось. Буквально под боком Ошмяны, могли возникнуть санитарно-экологические проблемы. А так она никому не мешает. Знал бы только кто, сколько нервов стоило будущему фермеру выкупить старую заброшенную свиноферму райпо. В то время на нее не было даже документов. Без них как проводить сделку? Но упустить такой шанс… Перебрали все варианты. Разобрались. Но когда все было готово, оказалось, что одновременно с фермой на продажу выставлялись водонасосная скважина, сарай, овощехранилище, зерносклад — всего пять объектов, и покупать весь этот комплекс нужно через аукцион. То, что фермеры за свой счет отремонтировали часть фермы, перекрыли крышу, навели порядок внутри, во внимание не принималось. 

— Мы были уверены, что это старое полуразрушенное здание никому, кроме нас, не нужно, — вспоминает Татьяна Снежко. — Есть договор аренды, за наш счет сделаны документы. Какие могут быть вопросы? Но не тут-то было! У аукциона свои правила — кто больше заплатит, тот и станет владельцем.

Во время торгов сумма постепенно увеличивалась. Тот, кто рассчитывал приобрести частично реставрированную ферму, посмотрел, в каком она состоянии, начал торговаться. Правда, она потом все равно досталась Снежко, но и затраты оказались совсем другими. 

Учиться приходилось и на собственных ошибках. Посеять зерновые, например, было проще, чем их убирать. Когда подошло время жатвы, возникли проблемы. Под боком СПК. Договорились с ним, оплатили работу комбайнов — не срослось. Пришлось идти еще к кому-то на поклон, а сроки уходят, урожай пропадает. В результате решили заниматься тем, с чем можно справиться без сторонней помощи, от зерновых отказались. 

Что касается зернофуража, то его КФХ закупает. Как и сенаж, и сено, когда их не хватает. Теперь тоже приходится пополнять запасы. Нужно, например, сено. КФХ дает в газету объявление, звонят в основном частники. Но в целом приходится рассчитывать на себя. Вот уж действительно, коль взялся за гуж, не говори, что не дюж. 

Практически всю бухгалтерию Татьяна Александровна ведет сама. За это время много чему научилась. Но постигла еще не все тонкости. Иногда за помощью обращается к подруге-бухгалтеру. Та пока в декретном отпуске, когда выйдет из него, готова работать в фермерском хозяйстве. По крайней мере, предварительно уже дала согласие. 

Желающих работать у Снежко немало. С несколькими работниками, нарушителями трудовой дисциплины, пришлось расстаться. Вместо них взяли новых. Замечаний к ним нет. Теперь в КФХ 9 человек. Еще один готов прийти ветврачом. Правда, после того как станет дипломированным специалистом. 

Снежко начинали с двадцати восьми овец. Еще до регистрации КФХ из Ляховичского района, где в одном из хозяйств их выращивают на промышленной основе, завезли трех ярочек и барашка. Отличительная их особенность — быстро набирают вес до 100—120 килограммов. Такие на них были надежды, да тоже не оправдались, породистых овец решили больше не заводить. Видимо, не для нашего климата они. 

Овцы хотя и мелкие, но прожорливые, едят много. Сколько для них нужно корма? Расчет у руководителя крестьянский — не менее двух-трех возов сена для одной. Правда, если кормить только им. Если же давать с осени морковь, пусть и некондиционную, у животных укрепляется организм, у них более здоровое потомство. В КФХ есть сеялка для травы, роторная и конная косилки, ворошилка для сена, бороны, плуги, два пресс-подборщика, весь набор техники для заготовки травяных кормов. Механизаторы работают на тракторах и автомашинах.

Года четыре назад для стрижки овец купили специальную машинку. Правда, спроса на шерсть особенного нет. Отвезти ее на Смиловичскую валяльно-войлочную фабрику еще не означает, что ее там примут. Сырье должно быть вымытым, расчесанным. А в округе нет ни мойки, ни волночески. Была когда-то, но из-за ненадобности закрыли. С этого года овец начали донимать клещи, нескольких животных пришлось зарезать. 

ПОСМОТРЕВ в КФХ изнутри, побывав на пастбище, кормовых угодьях, не мог не поинтересоваться у руководителя: оправдались ли ее надежды? 

Татьяна Александровна ответила отрицательно. Почему? Тяжело нести и жалко бросить. Это что-то сродни большому чемодану без ручки. Когда держишь свое хозяйство и занимаешься им на профессиональном уровне, сразу чувствуется разница. И в подтверждение привела несколько аргументов. Один из них — покажите, мол, человека, который разбогател на земле. Если самим заниматься, например, еще переработкой овец и реализацией продукции, то нужны лаборатория, ветстанция, мясник, продавец. Как-то одно из предприятий общепита не прочь было заключить договор на поставку баранины, но сразу возникла проблема: где разделывать туши? Заниматься этим КФХ запрещено. 

Фермерское хозяйство «Снежко» включено в Республиканскую программу развития овцеводства. Но, кроме морального удовлетворения, поддержки от нее еще не получило. Хотя в соответствии с программой рассчитывает на кредит для строительства овчарни: ягнята любят сухие, низкие, теплые, без сквозняка, помещения. 

Татьяна Александровна рассказывала, что скоро введут налог на содержание собак. А их в КФХ 12. Столько не нужно. Все они были бесхозные, теперь на привязи. Так что, выгонять их обратно?

КОММЕНТАРИЙ

Главный госинспектор по качеству сельхозпродукции Ошмянского райсельхозпрода Елена МАТЮШЕНОК:

— В районе 25 фермерских хозяйств, овцами, кроме Снежко, никто не занимается. В прошлом году в КХФ получено более 1650 тонн зерна, рапса — 82, картофеля — 1700, овощей — 97, плодов и ягод — 100 тонн. В общем объеме валовой продукции района это 1,8 процента. Одно фермерское хозяйство занимается разведением рыбы. 

За КФХ закреплено 1450 гектаров сельхозугодий, в том числе 1196 пашни. С каждого гектара в прошлом году фермеры получили в среднем по 27,4 центнера зерновых, 207 — картофеля.

zybulko@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter