Для достижения целей устойчивого развития необходимо развивать инвестиционные инструменты

И благо, и бизнес

Устойчивое развитие планеты до 2030 года — одна из самых благородных международных инициатив. Основная идея — сделать мир более гармоничным, ликвидировать или смягчить перекосы между богатыми и бедными странами. И хотя каждая страна к светлому будущему будет двигаться по своей стратегии, теоретически предполагается: локомотивом в глобальном разрезе этой инициативы станут развитые государства. Правда, делиться с соседями своим куском пирога, передовыми технологическими секретами и другими компетенциями продвинутый мир пока не торопится. Определенную помощь оказывает. В том числе и финансовую. Но очевидно — основная тяжесть инвестирования достижения целей устойчивого развития ляжет на национальные экономики. Сейчас в стране заканчивается разработка национальной стратегии достижения ЦУР. Но вопрос финансирования этих многочисленных мероприятий актуален с самого начала. Эту проблему обсудили эксперты на заседании Консультативного совета при Национальном банке.

Фото pravo.by

Даже самые благородные цели требуют денег. Устойчивое развитие — больших денег. Несомненно, первую скрипку в финансировании достижения сыграет бюджет. Но очевидно: полностью казна навряд ли вытянет все многочисленные мероприятия. Необходимо привлекать и заемные ресурсы, и частный капитал, и, так сказать, народные деньги. Чтобы сделать устойчивое развитие не только государственным, но и всеобщим делом.

Эксперт ПРООН в Беларуси Таисия Елецких поделилась международным опытом. В некоторых странах уже давно применяются различные инструменты инвестиций социального воздействия. Например, ставится определенная социальная проблема, оцифровывается, определяются точки эффективности. Если инвестор их достигает, то может рассчитывать на определенные бюджетные ассигнования и компенсации. Логика простая — переходить от меценатства (не важно, частного или бюджетного) к использованию коммерческих принципов в социальном инвестировании. Например, на таких условиях в некоторых графствах Британии решали проблему снижения криминальных рецидивов. Инвестор добился запланированного результата и получил прибыль на вложенный капитал.

В целом различных инструментов в мире уже изобрели достаточно много. В том числе и социальные облигации. Их эмитируют под тот или иной проект. И приобрести их могут в том числе и физические лица. Правда, с точки зрения рисков этот механизм близок к венчурному финансированию.

«Инвестиции социального воздействия представляют собой новую парадигму инвестиционной деятельности. Она предполагает, что социальные и экологические проблемы могут решаться на рыночной основе с привлечением инвестиций корпоративных и частных инвесторов. Это дает значительный эффект в снижении нагрузки на государственный бюджет, повышении результативности вложения средств в социальные программы и охрану окружающей среды», — отметил Председатель Правления Национального банка Павел Каллаур. И эти инструменты можно внедрять и у нас. Но для этого предстоит отработать нормативно-правовую базу. Те же социальные облигации не проходят по нашему законодательству: оно требует выпускать эти бумаги под определенные активы. У законодателей есть весьма широкое поле деятельности. Белорусы же весьма отзывчивы на социальные проекты. Например, немало интересных мероприятий, в основном в сфере культуры, получили финансирование через краундфандинговые площадки.

Словом, у наших граждан есть интерес к социальным проектам. Некоторые они даже готовы финансировать. Возможно, и простые люди, и бизнес будут более активны, если получат доступ к новым инструментам инвестирования.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter