Historia inkognita

Современные издания не могут себе позволить залеживаться на книжных полках, иначе конкуренция в мгновение ока сметет их с рынка...

Однажды мы с товарищем, прогуливаясь по уютным улочкам самой близкой к Минску европейской столицы, завели разговор о специализированной литературе и ее нынешней недолговечности. Мы сделали для себя удивительное открытие — во многих областях науки лишь небольшое количество книг сохраняет актуальность уже спустя 30 лет после их выхода.


Современные издания не могут себе позволить залеживаться на книжных полках, иначе конкуренция в мгновение ока сметет их с рынка. Иногда издатели осторожничают с тиражом даже чересчур — свеж в памяти пример с неожиданно быстрым успехом энциклопедии «Великое княжество Литовское». Она исчезла с прилавков настолько быстро, что в Байнете расцвели спекулятивные предложения книги, превышающие первоначальную цену чуть ли не вдвое. К чести издательства энциклопедия была стремительно переиздана, чтобы полностью удовлетворить спрос.


А вот во времена самого Великого княжества о таких темпах могли только мечтать. Чего стоит хотя бы эпопея с изданием первой подробной карты ВКЛ, получившей название Радзивилловской, по фамилии организатора и мецената ее создания — Николая Кристофа Радзивилла Сиротки. Работа над картой началась еще около 1590 года. Однако первое известное сегодня издание карты увидело свет только в 1613 году, незадолго до смерти одного из славнейших несвижских Радзивиллов. Ну а в атлас карта попала и вовсе 18 годами позднее — только в 1631 году.


Радзивилл и его соратники проделали огромную работу на высочайшем для своего времени уровне, но и их карта на мировой арене могла остаться незамеченной, если бы не ее издатель — голландец Виллем Янсон Блау. Последнему также пришлось приложить немало усердия и потратить уйму лет для того, чтобы основать собственную серию всемирных географических атласов. В начале XVII века, не имея даже более–менее полного набора карт, он вынужден был либо покупать чужие (при наличии предложения), либо разрабатывать свои собственные, чем Блау и занялся в сотрудничестве с Радзивиллом. Освоение материала шло медленно, а конкуренты, пользуясь наработками еще полувековой давности, успешно развивали издательский бизнес. Наконец Блау удалось приобрести значительное количество гравировальных досок, что позволило ему в 1630 году впервые издать свой Atlantis Appendix pars altera, который содержал 60 карт. Второе, расширенное издание с 99 картами появилось в следующем году, куда и вошла Радзивилловская карта.


Не сразу все шло гладко и с распространением столь трудоемкой издательской работы. Знаменитая Нюрнбергская хроника Гартманна Шеделя, например, имела поддержку у властей города, и издавал ее человек весьма опытный и небедный — Антоний Кобергер, крестный отец Альбрехта Дюрера. Содержание тоже должно было быть интересно всем: книга состояла из семи разделов. Первый повествовал историю от сотворения мира до потопа; второй — до рождения Авраама; третий — до царя Давида; четвертый — до падения Вавилона; пятый — до Рождества Христова; шестой — от Рождества до даты издания (1493 год); в седьмом содержалось пророчество о конце света и Страшном суде.


Сегодняшние исследователи полагают, что было напечатано примерно 1.400 — 1.500 экземпляров хроники на латыни и 700 — 1.000 — на немецком языке. Сохранился документ 1509 года, который подводит черту под продажами издания: 535 латинских и 60 немецкоязычных экземпляров и спустя 16 лет не нашли своего покупателя!


И все–таки история до сих пор с благодарностью хранит память и о Радзивилле Сиротке, и о Виллеме Блау, и даже о Гартманне Шеделе. Иногда о них пишут книги, и самый свежий пример — «Калекцыйная Спадчына Вялiкага Княства», неформальная встреча с авторами которой, кстати, состоится 29 ноября в столичном ресторане «Лисья нора». Каждому покупателю издания организаторы встречи обещают подарить маленький осколок прошлого — монету ВКЛ. Уверен, что всем интересующимся историей будет небезынтересно отдохнуть в кругу любителей старины в последний субботний день осени. Встреча начнется в 13.00 по адресу ресторана — Калиновского, 32.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter