Historia incognita

Настенная гравюра

Настенная гравюра


После выхода одной из предыдущих колонок, где речь шла о сохранении нашими предками наличности в кладах, на сайт газеты пришел комментарий. В нем отмечалось, что не столько стабильная экономическая ситуация толкала людей на сокрытие накоплений, сколько грозившие им грабежи во время войн.


Автор реплики прав: люди надеялись пережить непрестанные военные действия, сохранив нелегким трудом накопленное богатство. Нередко, однако, хозяин «депозита» погибал, унося тайну с собой в могилу и заставляя своих потомков начинать с нуля. Вопрос преемственности капитала исторически не получил у нас должного развития, виной чему многочисленные войны, восстания и смены порядков. В итоге на протяжении всей истории вплоть до конца XX века институт профессиональных и предпринимательских династий так и не был как следует сформирован. Это один из уроков, которые преподносит нам наша история, — резкие перемены и тем более вооруженные конфликты не должны повториться.


В истории Беларуси XVI века есть война, заставившая своей кровопролитностью и последствиями впервые обратить на себя внимание всей Европы. Это Инфлянтская (Ливонская) война. Немецкие газеты XVI века — «летучие листки» — пестрели сообщениями о ходе военных действий, о наиважнейших битвах, о небывалом голоде в Великом княжестве. Часто сообщения обрастали фантастическими подробностями — например, о драконах с собачьими головами на коленях, населяющих наш край. Все это укрепляло европейцев в мысли о том, что на «дикий Восток» лучше не соваться. И тут случается нечто такое, что начинает формировать представление о ВКЛ как о вполне цивилизованном европейском государстве.


В июле 1567 года в Гродно приезжает немецкий график Ганс Адельхаузер. Он присутствует при подготовительном к Люблинской унии съезде, на который прибывает также посольство Ивана Грозного — противника ВКЛ в Инфлянтской войне. Адельхаузер не теряет времени даром, изображая на большом полотне (более 1 метра в ширину) панораму города из–за реки Неман. На переднем плане немецкий график показывает сцену приветствия маршалком литовским Воловичем московского посольства, где дипломаты жмут друг другу руки.


Через год в Нюрнберге в типографии Матиаса Цюндта рисунок был напечатан в виде настенной гравюры. Так не столичное Вильно, а именно Гродно стал первым городом в ВКЛ, о котором европейцы получили визуальное представление. Конечно, и ранее некоторым европейцам приходилось сталкиваться и сотрудничать с прославленными государственными и культурными деятелями княжества — Витовтом, Франциском Скориной, Радзивиллами. Но для формирования положительного образа страны нужен был массовый продукт — что–то, что рассказало бы о княжестве большому количеству людей.


Рисунок Адельхаузера продолжал служить базой для создания всех последующих печатных изображений города вплоть до середины XVIII века. Так, мы видим, что на гравюрах изданий Гогенберга (1575) и Боденера (1710) город изображен практически идентично. Незыблемой осталась и сцена приветствия московского посольства, ставшая для европейцев вторым символом Гродно. Миссия посольства, кстати, была весьма незначительной — оно прибыло без установки на поиск компромисса, а, скорее, в разведочных целях, и было задержано в городе на долгих 8 месяцев. Мир не был заключен, и война продолжалась еще три изнурительных года, но именно июльские события 1567 года формировали представление многих поколений образованных европейцев о нашей стране.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter