Historia incognita

Всемогущие Гедиминовичи

Всемогущие Гедиминовичи


В средневековой истории Беларуси были периоды, когда потомки выходцев из наших земель играли наиважнейшие роли на общеевропейской арене. И дело не только в том, что во времена Витовта Великое княжество Литовское стало крупнейшим на всем континенте государством, но и в том, что правители из династии Гедиминовичей руководили другими европейскими народами.


Вероятно, из курса истории большинство читателей знает, что после смерти чешского короля Вацлава IV в 1419 году Витовт был приглашен занять место скончавшегося монарха. Из–за сложной внутренней ситуации великий князь отправил вместо себя в Прагу наместником брата Жигимонта Кейстутовича. Эти события хорошо описаны в учебниках, чего не скажешь о несколько более поздних. О них мы и поговорим сегодня. Настали времена, когда в борьбу не только за чешский, но и за венгерский троны активно включились представители другой линии Гедиминовичей — сыновья великого князя Ягайло.


Первым из них был Владислав. Он родился в 1424 году, когда его отцу было уже 73. По этому поводу до сих пор не прекращаются разного рода сплетни, однако ни одна из них не была и, видимо, уже не будет доказана. На польский престол он вступил несовершеннолетним, в ВКЛ же ему так и не было суждено стать избранным великим князем. Зато под натиском польской элиты он активно действовал на политической арене к западу от Польши. В 14 лет его попытались избрать чешским королем, однако неудачно. Но скоро судьба предоставила молодому королю еще один шанс. В 1439 году умер венгерский король Альберт Габсбург, не оставив после себя потомков мужского пола. Поскольку других столь могущественных династий, как Ягеллоны и Габсбурги, в Европе поблизости не оказалось, да и другие ветви последних не смогли составить Владиславу достойной конкуренции, то уже в следующем году он возглавил второе в своей недолгой жизни государство.


В то же время в Великом княжестве умер Жигимонт Кейстутович и на престол был избран Казимир Ягайлович. Перед Ягеллонами, внуками Ольгерда, вотчиной которого был Витебск, открывалась перспектива владычества без малого над половиной Европы. Однако насыщенная жизнь Владислава продолжалась совсем недолго. В 1444 году 20–летний король пал жертвой турков — будущих покорителей Византии — в битве под Варной. Осуществление амбиций рода пришлось отложить.


Шанс вернуться к ним представился много лет спустя — в 1458 году. После смерти чешского короля Владислава Погробка Казимир Ягайлович предъявил претензии на трон как муж сестры покойного. Несмотря на то что чехи избрали на этот раз гусита Иржи из Подебрад, между ним и Казимиром установилось сотрудничество. Оно было нужно для отпора германским императорам и Ватикану, пытавшимся вернуть Чехию в сферу своего влияния. В сложной ситуации Иржи пришлось дать согласие на то, что его преемником на чешском троне станет сын Казимира Владислав. Так и произошло в 1471 году. Владислав II впервые в истории Гедиминовичей утвердился в Чехии всерьез и надолго — более чем на 40 лет, оставив затем королевство сыну Людовику.


В 1490 году удачливый Владислав был избран и на престол Венгрии. Это сопровождалось курьезным эпизодом, напомнившим события раннего средневековья на Руси, — войной между братьями. Казимир хотел посадить в Венгрии другого своего сына — Яна Альберта, которого он считал более энергичным и в перспективе более преданным союзником. Поход претендента окончился конфузом — Ян Альберт был взят в плен, принят братом в королевском замке и отпущен восвояси. Междоусобица, однако, поставила крест на европейских амбициях Ягайловичей — под напором брата и Габсбургов Владислав был вынужден передать последним право на наследование венгерского королевства после смерти его легальных потомков. Габсбургам ждать долго не пришлось — в 1526 году Ягеллоны расстались и с Венгрией, и с Чехией навсегда.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter