Никаких бонусов на выпускных экзаменах победа на Международном фестивале в Турции Игорю Васильеву не принесет

Гуттаперчевый мальчик

В эти дни имя Игоря Васильева упоминалось в новостных лентах чаще многих других — только ленивый блогер не сообщил о победе его фильма «Последний шанс» на Международном кинофестивале в Турции. СМИ и соцсети наперебой поздравляли молодого режиссера, а он готовился к выпускным экзаменам и как будто даже не заметил всей этой шумихи. Возможно, насладиться моментом триумфа успеет в другой раз: «Последний шанс» приняли 32 международных кинофорума, которые проходят в нынешнем году.


К наградам, впрочем, Игорю не привыкать. Еще в 16 лет его признали перспективным актером сразу четыре кинофеста — за Федора–младшего в фильме «Чаклун и Румба». И это была не первая его роль. Созданная на «Беларусьфильме» короткометражка «Последний шанс» — также не первая. До нее Васильев успел много чего: снимал рекламу, клипы, документальные и другие короткометражные фильмы. Успел поработать монтажером на «Мосфильме» и редактором проектов на российском телеканале «Культура», на одном из фестивальных «Золотых витязей» даже попробовал себя в качестве замдиректора. Но сейчас, представьте, его больше волнуют госэкзамены в Белорусской государственной академии искусств.

— Приносят ли мне какие–то бонусы фестивальные победы в академии? — вопросом на вопрос отвечает режиссер Васильев. — Да нет, пожалуй. Экзамены я сдаю вместе и наравне со всеми.

— Неужели и готовитесь к ним, как все? При этом успеваете отправить свою новую работу на десятки фестивалей.

— Этим занимаюсь не я, а мой продюсер Андрей Королевич. Он владеет всей фестивальной информацией, я вам тут мало о чем могу рассказать. Поскольку я учился во ВГИКе у Владимира Хотиненко, по приезде в Минск сразу начал сколачивать группу людей, которая будет работать со мной здесь. Как в Европе, где каждый занимается своим делом. Я всего лишь прихожу на площадку и снимаю, не притрагиваясь больше ни к чему. Сценаристка пишет сценарии, продюсер занимается перспективным развитием проектов, ну а я — дирижер этого процесса.


— Ваш продюсер учится вместе с вами?

— Да, только на год младше. Но это не мешает нам работать.

— А зачем вам понадобился еще и белорусский диплом? Хотиненко — большой мастер.

— ВГИК пришлось оставить по финансовым причинам, учиться и жить в Москве дорого. Я вернулся домой, отработал у Вячеслава Никифорова на двух картинах, поработал с Дмитрием Астраханом, и лишь после этого решил поступать в Белгосакадемию.


— Подождите, сколько вам лет? Когда вы столько успели?

— 26. В Москву я уехал в 17, не окончив школы, экстерном сдал экзамены за 11–й класс, поскольку был женат...

— Еще и женат?

— Теперь уже с бывшей женой мы познакомились на одном из моих первых кинофестивалей, сейчас даже не вспомню, в каком городе это было. Она — актриса.

— Творческий брак не сложился?

— Творчество браку не помеха, я считаю. Просто так вышло. Сейчас Мария живет в Москве, во втором браке у нее двое детей, мне кажется, она счастлива, и я очень рад этому. Но мы же говорим о фильме?


— Конечно. И, как мне кажется, не мне одной любопытно узнать, почему для сюжета своей картины вы выбрали историю чемпиона Олимпиады–80 по конному спорту Сергея Рогожина, трагически погибшего более 30 лет назад? Точнее, историю его тренера, который не может примириться со смертью ученика.

— Первоначальный сценарий, созданный Павлом Ивановым, нашим деканом факультета экранных искусств, рассказывал о девочке, пытающейся преодолеть свой страх перед лошадьми. Накануне съемок я встречался с профессионалами — скажем, у нас снялась Ирина Сорока, мастер по конному спорту. Изучал материал, читал много специальной литературы, пока не наткнулся на эту историю, которая меня зацепила. И сценарий стал другим.

— В то время как ваш фильм будет путешествовать по фестивалям, вы получите диплом — и что дальше?

— В ближайшие два года буду отрабатывать распределение в кинокомпании Green–studio у Сергея Зыгмантовича, которого очень уважаю. Но, помимо этого, у нас с Андреем есть свои проекты. Планируем предлагать их «Беларусьфильму» и Министерству культуры.

— Сейчас много говорят о новой волне молодого белорусского кино...

— Буквально сегодня обсуждали эту тему с коллегами! Где–то на протяжении года я тесно общался с ребятами, которые подняли эту «волну», и вынес для себя один момент: они пришли в кино разрушить старые стереотипы, но взамен пока не дали ничего нового. Поскольку не знают ремесла режиссуры, не понимают, как снимается настоящее кино. Не озабочены внутриморальными, эстетическими качествами своего кино. На этом революцию не сделаешь, народ неглуп. Извините за прямоту, но я — приверженец классического развития кинематографа, с нравственными и культурными ценностями в основе. В противном случае мы просто убьем своего зрителя, станем ему неинтересны.

— А есть у вас заветная идея, которую давно мечтаете реализовать?

— Знаете, есть. Пока это, скорее, даже тень идеи, но еще с детства я мечтаю снять фильм о Викторе Цое. Хотя и понимаю, что переводить в игровое кино биографические вещи — большая ответственность.

— То есть в большой перспективе планируете работать не в Беларуси?

— Почему же? Вернувшись из Алании, где представлял свой «Последний шанс», я понял одну простую истину: не имеет значения, где снят фильм, не важно, насколько территориально близок герой картины публике и даже режиссеру, главное, чтобы там была цепляющая история взаимоотношений, решалась какая–то человеческая проблема, актуальная для многих. Хороший фильм всегда гибок. Поэтому от первоначальной мысли делать свой следующий проект в Варшаве я отказался. Будем работать здесь. Нам это интересно.

cultura@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter