Гусиный край

В 80-х годах XIX века на иностранных рынках вырос спрос на продукты российского птицеводства. Это стимулировало отечественную экономику. Так, в 1910 году Россия вывезла за границу одних только живых гусей 5 миллионов 972 тысячи, в том числе в Германию — 5 миллионов 733 тысячи.

Когда-то Могилевская губерния экспортировала за год полмиллиона (!) ценных пернатых...

В 80-х годах XIX века на иностранных рынках вырос спрос на продукты российского птицеводства. Это стимулировало отечественную экономику. Так, в 1910 году Россия вывезла за границу одних только живых гусей 5 миллионов 972 тысячи, в том числе в Германию — 5 миллионов 733 тысячи.

И выделялись промысловые районы, где эта отрасль отвоевала себе заметное положение. Таким стал Западный край, куда входили и белорусские губернии. Птицу здесь выращивали во многих помещичьих и крестьянских хозяйствах. Правда, сами хозяева нечасто вывозили ее на местные рынки, если жили вдали от местечек и городов. Главные операции по скупке-сбыту птицы находились в руках особых скупщиков. Они и комплектовали большие партии товара на экспорт.

По 500—550 тысяч (!) живых гусей в год продавала тогда за границу Могилевская губерния. Собственной базы по промышленному откорму и переработке птицы тут не было. Поэтому могилевские хозяева, равно как минские, витебские, гродненские, прибегали к услугам откормочных заведений Виленской губернии. Например, откормочное дело было развито в Ошмянах. В результате такого «транзита» птицы Виленская губерния выходила на второе место (после Черниговской) по вывозу за границу живых гусей — до 1 миллиона 500 тысяч штук в год! Экономический рынок, находившийся в полосе Либаво-Роменской железной дороги — главной магистрали передвижения продуктов птицеводства — раньше всех побуждался вести откорм на более или менее рациональных началах.

Но большинство гусей сбывалось за границу осенью в том виде, в каком успевало нажироваться самоклевом на жнивье. Не откормлены как следует — ну да ладно. Потребители-то ждать не будут. Огромная масса живых гусей подвозилась к германской границе. После ветеринарного осмотра и карантина она впускалась в пределы Германии.

Для русских экспортеров эта операция была обставлена многими тяжелыми ограничениями. А для Германии была очень выгодна. В пограничных с Россией германских округах образцово наладили откорм русских гусей. Причем на русских же отрубях и жмыхах, которые ввозили из России на льготных условиях, без оплаты пошлины. А десятки тысяч пудов гусиного пуха и пера доставались немцам и вовсе бесплатно.

И в лучшую для себя рыночную пору не умела Россия отстоять свои экономические интересы, постоянно уступала более сообразительным конкурентам.

От лучших птицеводческих хозяйств в Англии и Франции получало племенной молодняк имение Мильковщина, что располагалось неподалеку от Скиделя. Тут выращивали гусей тулузских, эмденских и китайских. На 2-й Международной выставке птицеводства, которая прошла в Санкт-Петербурге в октябре 1912 года, птица этого хозяйства была премирована.

...В 1925 году белорусский сельскохозяйственный журнал «Плуг» сообщал, что после Первой мировой войны вывоз гусей за пределы Беларуси почти совсем сократился. Тому много причин — и обеднение немецкого рынка, и железнодорожные препоны Польши... В 1924 г. вывезли только 18 вагонов гусей.

Год 1954-й... «Мне посчастливилось побывать на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, — рассказывал птицевод колхоза имени Суворова Сиротинского района (Витебская область) С. Титов. И продолжал: — Познакомился там со знатным птицеводом из Житомирской области Украины Павлом Ткачуком. Выращенное им стадо породистых гусей экспонировалось на выставке полностью в количестве 120 гусынь и 80 гусаков. Не пришлось краснеть и мне за свои показатели, хотя птица у нас и не породистая». Много нового узнал белорусский гусевод и о других передовых птицефермах страны. И обещал: «Я обязательно подберу группу гусынь-рекордисток и обеспечу им особое кормление и уход» (газета «Колхозная правда»).

Большой интерес к гусеводству появился на Беларуси в 90-е годы ХХ века. Выгодная отрасль? Да!

Приведем несколько сообщений из нашей газеты-«сельчанки».

Заключив контракт с датской фирмой, колхоз «Маяк» Ошмянского района стал выращивать гусей мясной породы. Однодневных гусят доставляли из Дании сначала самолетом, потом авторейсами. Так на колхозной ферме оказалось 20 тысяч датских гусей. В сутки они прибавляют на 80 граммов и более, так что к трем месяцам превысят 7 килограммов (1991 г.).

Колхоз «Искра» Калинковичского района купил в Венгрии гусынь и гусаков породы колаш белый. Всего 56 дней требуется гусаку, чтобы набрать 5-килограммовый вес. Гусиное стадо уже дает 45 тонн мяса. Выгодной будет и переработка гусиной печени. Кстати, в этом колхозе на каждом подворье получают за год в среднем по 300 килограммов гусиного мяса (1994 г.).

Колхозы «Новый путь» и «Путь к коммунизму» Петриковского района связывает межхозяйственная кооперация. Вместе они решили по-настоящему заняться выращиванием и откормом гусей. Приспособив старую животноводческую ферму, установили здесь два промышленных инкубатора, способных дать жизнь одновременно почти 100 тысячам гусят. После откорма гусей реализуют в своем районе. Спрос на них будет расти, ведь мясо решено готовить по лучшим рецептам в собственной коптильне. А гусиный пух — есть такая задумка — хотят поставлять за границу, чтобы получать валюту (1994 г.).

Старые хозяева откармливали гусей осенью при наступлении холодной погоды — знали многие испытанные способы.

Вот один: готовили для гусей особые клецки из ячменной дробины с салом на молоке или воде с примесью вареного картофеля. Клецки эти предварительно засушивали в печке, а затем, перед самым употреблением, вымачивали около 3—5 минут в воде или молоке. Задавали их птице через каждые три часа, начиная от 7 часов утра и кончая 10 часами вечера. Дневную порцию увеличивали (по особой схеме). При кормлении придерживали голову гуся левой рукой, стараясь открыть ему рот, а правой — насильно вкладывали ему в глотку клецки. По истечении двух или трех недель такого откорма гуси становились жирными, мясо бывало нежное и белое. Чтобы печень гуся увеличивалась возможно больше, к корму прибавляли перец, соль и другие раздражающие и вызывающие жажду вещества. При таком кормлении она увеличивалась в 4—5 раз больше обыкновенной и доходила до двух фунтов весом! Из нее-то и приготовляли начинку для знаменитых страсбургских пирогов.

Негуманный метод... Жестокое отношение к живым существам...

Конечно, конечно!

Общественные организации Европы, радеющие о милосердии к животным, возвысили свой голос в защиту гусей только на финише ХХ века.

Но одна старая книга порадовала меня мудрыми словами касательно гусей на откорме. Это книга «Літоўская гаспадыня» — первая белорусская хозяйственно-кулинарная энциклопедия. Ее автор — просвещенная женщина, родом из околиц Минска. Виленское издание этой книги от 1858 года было переведено с польского на белорусский и вышло в Минске в 1993 году.

Вот какая любопытная ремарка содержалась в этой книге:

«Для гурманаў пры дапамозе розных вострых, а таксама водарных і салёных прыпраў гусей адкормліваюць так, каб печані іх празмерна павялічваліся і потым служылі для прыгатавання цудоўных паштэтаў. Але ж птушка, печань якой даведзеная да гэткага жудаснага апухання, знаходзіцца ў хваравітым стане з-за яе прыгнечанасці, а, значыцца, і мы, ядучы той далікатэс, добраахвотна набываем зародак хваробы. Калі б мы задумаліся над тым, дык з абурэннем адкінулі б падобныя прысмакі!»

Мудрость, идущая от далекого истока отрасли...

Архивариус Ленина ШУМАН

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter