«Гусi лятуць, зiму за хвост цягнуць»

Календарь и традиции
27 сентября у православных верующих важный и знаковый праздник — Воздвижение Креста Господня. Как правило, к этому дню приводили в порядок все «крыжы», установленные «на ростанях, на скрыжаваннях шляхоў». Миссия таких святынь — оберегать от бед, зла и несчастий живущих вблизи и тех, кто идет или едет по этим самым «пуцявiнам».


Еще в народной традиции праздник Воздвижения связывался с окончанием сельхозработ на земле, с благодарностью за посланный урожай и с подготовкой к зимнему сезону. К Воздвижению наши предки старались «упорядковать» все, что выросло — выкопать, перебрать, высушить, сгрести, срезать и сложить на хранение, ведь совсем близко зазимки: «На Уздвiжанне — халат з плеч, а кажух — на плечы». Это праздник прощания с летом. Лето «закрывается на ключ», и тот ключ уносят с собой птицы в теплые края, чтобы вернуть его уже будущей весной: «Воздвижение тепло сдвигает, а холод надвигает».

В этот день стараются не ходить в лес, чтобы не попасть на змеиный «парад». На Воздвижение змеи собираются вместе, чтобы погреться на солнышке перед зимними холодами, перед тем как спрятаться в глубине своих нор: «Ва Уздвiжання пару вужы дый гадзюкi хаваюцца ў нару». Кстати, ужей, гадюк, всех змей, что водятся в наших местах, нередко объединяют одним общим словом — «вужакi».

К самому ужу отношение с самых давних времен складывалось особое — его считали одним из хранителей семейного очага. На Полесье даже называли «дамавiком», наливали молока, чтобы мог «падсiлкавацца». «Домашний» уж предсказывал стихийные бедствия: если вдруг среди ясного дня выползал из своего «падпечка» и покидал дом, это становилось предупреждением, что в ближайшее время стоит ожидать сильную грозу и молния может попасть в дом. Если уж обитал в хлеву, там он уничтожал всех вредных мелких грызунов. Когда–то существовал даже запрет на «забойства» ужа и даже на то, чтобы его беспокоить.

У нас и у наших соседей–литовцев были распространены интересные сюжеты сказок и преданий под условным определением «уж–муж». В них рассказывалось про необычного ужа, который превращался в прекрасного юношу, и про девушку, ставшую его женой.

По другим мифологическим сюжетам (Вилейщина), у змеиного царя есть дочери — «вужалкi». Внешне они напоминают настоящих красивых девушек, но вместо ног у них подобие змеиного хвоста. Живут «вужалкi» в лесах или вблизи озер, и любимое занятие, как у русалок, — сидеть на ветвях старых, развесистых деревьев и расчесывать золотыми гребнями свои длинные и красивые волосы. «Вужалкi» совершенно нагие, но их руки и шея украшены огромным количеством драгоценных украшений, которые просто горят на солнце. И, если кому–то повезет найти «каралi» или браслеты «вужалкi», это принесет счастье.

28 сентября — Никита–гусятник: именно он отправляет гусей в теплые края. «Гусi лятуць, зiму за хвост цягнуць».

29 сентября — если случится ясная ночь, зима обещает быть морозной.

30 сентября — день Веры, Надежды, Любови и Софии. Если листья на деревьях на протяжении всего сентября держатся крепко, зима наступит не скоро.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter