60 лет фильму Эльдара Рязанова «Гусарская баллада»: почему комедия пользуется популярностью и сегодня?

Питомцы славы

«За Родину готовы умереть! Счастливей под луною доли нет, / чем смерть за Родину… Согласны вы, корнет?» Автор этого высказывания — знаменитый поручик Ржевский (сыгранный Юрием Яковлевым) из кинофильма «Гусарская баллада». Искрометный исторический водевиль Эльдара Рязанова в этом году празднует ни много ни мало 60‑летие, а самой пьесе‑исходнику исполнилось уже (страшно сказать) 82 года. И тем не менее «Гусарская баллада» по‑прежнему и любима, и популярна.


Судьба по прямой не ходит

Съемки «Гусарской баллады» Эльдар Рязанов задумал в 1961‑м: молодому режиссеру нужно было срочно спасать профессиональную репутацию. Его веселую комедию «Человек из ниоткуда» с Сергеем Юрским и Юрием Яковлевым в главных ролях в прах разнесли и изругали сперва критики, а затем и бюрократы от культуры: слишком остры оказались поднятые в юмористической форме темы. Коллеги начали сторониться опального режиссера, спасение он увидел в грядущем юбилее Бородинской битвы: сняв фильм о войне 1812 года, можно было исправить ситуацию. Однако требовалась героика, а желание снять комедию было воспринято в штыки.

Самое любопытное, что фильм Рязанов задумал снимать по пьесе «Потомки славы», написанной драматургом Александром Гладковым еще в 1940‑м. «Героическая комедия в стихах» — так был обозначен автором жанр.
Пьеса была впервые озвучена на радио перед войной, весной 1941‑го. Музыку написал композитор Тихон Хренников, диалоги транслировались из репродукторов между фронтовыми сводками. Комедия ставилась даже в осажденном Ленинграде, театр Красной армии играл ее в эвакуации, и с того момента она с блеском шла на ведущих театральных сценах Советского Союза под названием «Давным‑давно».

Рязанов в юности был впечатлен этой постановкой, где «корнета» Шурочку Азарову играла актриса Любовь Добржанская (кстати, режиссер годы спустя пригласил постаревшую приму на роли двух выдающихся матерей — мамы Юрия Деточкина в «Берегись автомобиля» и мамы Жени Лукашина в «Иронии судьбы»). Словом, пьеса Гладкова была популярна, режиссер Центрального театра Красной армии Алексей Попов даже получил за постановку Сталинскую премию. Тем непонятнее было нежелание руководства «Мосфильма» пускать это во всех смыслах успешное произведение в кинематограф. «Пробить» съемки сумел легендарный кинематографист Иван Пырьев, благоволивший молодому коллеге (собственно, он в свое время и вывел в люди начинающего документалиста Рязанова, едва не силком заставив того снять «Карнавальную ночь»). Так благодаря Пырьеву «Гусарская баллада» получила право на жизнь не только на театральной сцене.

Правда, драматург Гладков славился тем, что ни разу не внес ни строчки исправлений в свою пьесу, так что Рязанову пришлось самому сокращать материал, а также дописать несколько сцен пятистопным ямбом. Автор, появившийся на съемочной площадке уже в середине процесса, на это сказал, что с режиссером ему повезло.


«Корнет, вы женщина?!»

Подбор актеров — это и показатель мастерства режиссера, и череда судьбоносных случайностей, определяющая успех либо неуспех картины. На роль Шурочки Азаровой претендовали Алиса Фрейндлих, Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, множество других известных актрис, а также жены, любовницы, дочки и внучки, которых толпами водили к Рязанову на пробы. В день снимались пробы минимум трех актрис, но всем им чего‑то не хватало. Одна не пела, другая не танцевала, Гурченко была слишком кокетлива, Немоляева обладала чересчур пышными формами… Алису Фрейндлих почти утвердили на роль, но режиссеру пришлось извиняться перед ней: «Ваша неистребимая женственность мне не годится. Мне нужен мальчик!» И внезапно кандидатура нашлась: никому не известная студентка ГИТИСа Лариса Голубкина умела и петь (причем имела нужный для роли низкий голос, у нее было меццо‑сопрано), и танцевать, и скакать верхом, и в гусарском мундире выглядела как юноша. И даже, несмотря на все свои страхи, согласилась в одной из сцен без каскадера спрыгнуть с высоты, в результате повредив лодыжку. «Зато кадр был в кармане!» — радовался режиссер.

«Помню, меня заставляли целыми днями ходить в мужском костюме и вырабатывать мужскую походку. Я с удовольствием обучалась верховой езде, с радостью выходила на съемочную площадку», — вспоминала Лариса Голубкина.

С поручиком Ржевским также не могли определиться: на эту роль претендовали Вячеслав Тихонов с его чеканным профилем и Сергей Юрский. Рязанов склонялся к кандидатуре Юрского, но его забраковали: дескать, некрасив. В итоге роль авантажного поручика, прячущего за показной лихостью деликатность натуры и доброе сердце, досталась Юрию Яковлеву. И только на съемках выяснилось, что артист — о ужас! — никогда в жизни не садился на лошадь, так что навыки верховой езды ему пришлось получать прямо в кадре.

С Кутузовым вышло еще скандальнее. На эту роль Рязанов позвал комика Игоря Ильинского, переживавшего из‑за того, что после «Карнавальной ночи» его видят только в амплуа глупого бюрократа. «Огурцова — в Кутузовы?! Да нас засмеют!» — возмущались на «Мосфильме», однако режиссер стоял на своем. Даже схитрил: проезд Кутузова перед войсками, по сюжету происходивший зимой, снимали на исходе весны, и снег окончательно сошел буквально через пару дней после съемки. «Переснять с другим актером невозможно!» — отбрыкивался Рязанов от претензий и требований.

Дойти до зрителя

Наконец фильм был смонтирован, однако ни руководство киностудии, ни министра культуры СССР Екатерину Фурцеву отснятый материал категорически не устроил. Больше всего нареканий вызывал Ильинский в роли полководца, да и в целом припомнили все претензии, звучавшие перед съемками. 150‑летие Бородинской битвы приближалось, а от Рязанова требовали переснимать и перемонтировать. И вот, как вначале помогло вмешательство Ивана Пырьева, так и тут не обошлось без высокопоставленного защитника. Картину спас закрытый показ для коррес­пондентов «Известий». На нем побывал главный редактор газеты Алексей Аджубей, зять генсека Никиты Хрущева (к слову, год спустя он же опубликовал поэму Твардовского «Теркин на том свете», которую упорно не хотели пропускать в печать). Фильм понравился. После доброжелательной статьи в центральной прессе на другой же день на улицах появились афиши «Гусарской баллады».
За год с момента выхода фильм посмотрели 48 миллионов человек. Журнал «Советский экран» в 1963 году обнародовал результаты зрительского опроса: «Гусарская баллада» Рязанова вошла в число лучших фильмов 1962‑го вместе с картинами «Девчата», «Девять дней одного года» и «Человек‑амфибия». А поручик Ржевский в итоге оказался героем многочисленных анекдотов, догнав и перегнав Петьку с Чапаевым, Штирлица и Чебурашку с Крокодилом Геной.
ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter