Ежегодно многие сотни и тысячи лягушек, мышей, крыс и собак называют подопытными животными. Они служат благому делу: на них учат врачей, тестируют новые лекарства, косметику. Но можно ли при этом обойтись без мучений и гибели живых существ? Специалисты утверждают, что, учитывая современное развитие науки, около 75 процентов опытов на животных вполне реально заменить альтернативами. И начать следует с учебной практики в вузах. Да и чему, спрашивается, можно научить студента, который изо дня в день режет и зашивает одно и то же несчастное животное?

На первый взгляд, занятие это нужное для отработки техники. Но если разобраться, есть нюансы: разрезать и зашить здоровое животное и проделать то же самое с больным — далеко не одно и то же. Ведь организм при этом ведет себя совершенно иначе. Заживление, послеоперационный период протекают по-другому, с осложнениями. Кроме того, надо уметь не просто разрезать, но еще и выходить больное животное. Но этому, увы, студентов зачастую не учили… Зато воспоминаниями на всю жизнь обеспечили. «Несмотря на то что с тех пор прошло не одно десятилетие, — признается доктор наук, заведующий кафедрой физиологии человека и животных факультета биологии Киевского национального университета имени Т. Шевченко Николай Макарчук, — я ясно помню те негативные чувства. И если я, физиолог, помню это, тогда такие же неприятные воспоминания должны были остаться и у большинства биологов? В самом деле, во время бесед с теми, кто окончил университет много лет назад и чья деятельность сейчас очень далека от физиологии или анатомии, при упоминании их курса или кафедры все вспоминают убитых лягушек…»
О том, что совсем не обязательно резать по живому, чтобы учить, заговорили давно. В Европе же и вовсе с 2004 года запретили тестировать косметику на животных, а с 2013-го и продавать такую продукцию, в том числе привозную. Десяток европейских стран, в том числе с прошлого года и Нидерланды, посчитали, что использовать труд диких животных в цирке — это жестоко, и ввели на него запрет.

А, скажем, в Боливии такой запрет распространяется вообще на всех животных. С 2009 года человекообразные обезьяны в Испании перестали быть не только подопытными, но и получили права, которые приравнивались к правам людей. В Индии дельфины и киты обрели и вовсе статус личностей с их собственными правами. В Германии с 2002-го права животных защищаются Конституцией. Фантастика?
В нашей стране первым, кто успешно доказал, что в учебной практике вивисекция (хирургические операции) может быть полностью заменена альтернативными методами обучения, стал Белорусский государственный медицинский университет. Создание учебно-виртуального практикума, по мнению заведующего кафедрой патологической физиологии БГМУ Франтишка Висмонта, не ухудшает, а улучшает учебный процесс, делает его более гуманным. Кроме того, опыты на животных, которые практиковались ранее, зачастую были неудачными. «Часто собака, на которой демонстрировалась, скажем, кровопотеря, слишком остро начинала реагировать на студентов в белых халатах, — вспоминает он. — Ведь она понимала, что ей сделают больно. В итоге эксперимент смазывался». Помимо учебного, этического, Франтишек Висмонт говорит и об экономическом эффекте. Ведь содержать животных — удовольствие не из дешевых.
Сегодня достаточно альтернатив, говорит представитель ИнтерНИЧ (Международной сети за гуманное образование) Дмитрий Лепорский, это ряд обучающих видеофильмов, компьютерных программ, моделей, муляжей и манекенов (имитирующих даже человека!). С помощью специальных устройств возможно точно воспроизвести легочные и сердечные шумы и учиться различать их, изучать работу кровеносной системы и так далее.

А компьютерные программы, кстати при большой реальности изображения, дают возможность не только заглянуть внутрь живого организма, но и при необходимости увеличить или уменьшить картинку, привести в действие мышцы и многое другое. Современные технологии, от флеш-анимации до 3D, позволяют в разы сэкономить средства, которые были бы затрачены на содержание хвостатых пациентов. Более того, к ряду программ вместо мышки можно подключить скальпель и проводить виртуальные операции.
В той же Украине от острых опытов на животных отказались более 70 процентов вузов. Но главная проблема в этом процессе, по словам Дмитрия Лепорского, финансы: у вузов зачастую не хватает денег на серьезную модернизацию. В нашей стране на альтернативные методы обучения перешли около десятка вузов, в числе которых, помимо БГМУ, ГрГУ имени Я. Купалы, Гродненский государственный медицинский и Гродненский государственный аграрный университеты, Полесский государственный университет, МГЭИ имени А.Д. Сахарова БГУ и БГУ.
От острых опытов на животных отказались и в Витебской государственной академии ветеринарной медицины, говорит доцент кафедры нормальной и патологической физиологии этого вуза Елена Кудрявцева. Остались лишь клинические исследования, это когда речь идет об измерении частоты сердечных сокращений, дыхания, пульса, что для животного не травматично. «Мы сами живые и чувствующие люди, понимаем это и стараемся построить обучение, не нанося вреда животным», — говорит педагог.
Вместе с тем, по ее словам, даже если вуз хочет найти альтернативу опытам на животных, это не так-то просто. «Нам по силам использовать в учебном процессе видео- и учебные фильмы, компьютерную графику, — говорит она. — А вот тот огромный перечень симуляторов, имитирующих части тела, органы или целое животное, на которых можно смоделировать любую ситуацию, не по карману. Но если в разрезе моей дисциплины достаточно видеоматериалов, то для клинических кафедр это не выход». Но вуз и здесь нашел прекрасную альтернативу кровавым опытам. Здесь на ряде клинических кафедр ведется прием больных животных, где студенты ассистируют на операциях. Есть также базовые хозяйства, с которыми заключены договоры и где тоже можно многому научиться, не калеча, а помогая животным.
Но, как говорится, животные ведь по заказу не болеют. А что делать, если отработать ту или иную учебную тему на практике не получается? Вот тут идеальными помощниками и могли бы стать симуляторы, которые, и это приходится пока признавать, даже в сравнении с затратами на содержание подопытных животных стоят в разы дороже. «Мы должны перенимать передовые технологии, — высказывает мнение Елена Кудрявцева. — Но самостоятельно с этой задачей вузы не справятся. Государство должно инициировать этот процесс. Чтобы перейти к гуманному образованию, на мой взгляд, нужно переломить отношение к образованию по медицинским специальностям в целом. И начинать надо не с самих вузов, а с законодательства».
veraart14@mail.ru