Гуляют все!

Первый в Минске карнавал ознаменовался пожаром на стадионе

Над минскими улицами когда-то летали журавли, пылала голова дракона, а пожарный брандспойт танцевал

Массовые мероприятия от прочих похожих событий отличаются тем, что они организовываются не для ограниченной группы лиц, а для всех желающих. О тонкостях организации веселья для большого количества людей, а также легендах первых праздников города в белорусской столице рассказал режиссер-постановщик Николай Дудченко (на снимке).

— Николай Григорьевич, ваша деятельность заключается в том, что когда мы отдыхаем, вы много работаете. С какого года вы начали заниматься организацией массовых мероприятий?

— Моя карьера режиссера-постановщика массовых мероприятий началась в далеком 1982 году в Ереване. А в Минске я занимался организацией первого праздника города на 24 мая 1986 года. Хочу сказать для начала, что весь тот опыт, который мы получили, организуя праздник города в белорусской столице, потом перешел и в другие города. До этого в Союзе никто не знал, как это делать. К празднику готовились целый год порядка 200 тыс. человек по всей республике.

Основная идея этого праздника уходит корнями в понятие толоки. Как известно, толока — это форма деревенской взаимопомощи в России, Украине и Беларуси. Толока является давней славянской традицией. Ее организовывали в деревне для выполнения срочных работ, требующих большого количества людей: сбора урожая, вырубки леса, сооружения домов и многого другого. В толоке односельчане работали сообща, добровольно и бесплатно. Обычно человек, для которого работали, угощал работников. Также обычным делом было окончание толоки народными гуляниями — танцами и пением. Сегодняшние массовые мероприятия, в частности, праздник города, строятся по этому же принципу — вместе работаем, вместе отдыхаем.

— В чем заключалась отличительная особенность массовых праздников у нас, скажем, от тех, что проводят в других городах и странах?

— Хочу заметить, что передовики в этом направлении — Северная Корея, Китай и Япония. А в СССР по массовым гуляниям лидировали страны Прибалтики. У них всегда были очень популярны праздники песни. Если говорить о восточных государствах, то у них весь секрет заключается в элементарной дисциплине. Те же китайцы и японцы — сверхдисциплинированны.

Что касается каких-то отличий, то нам в Беларуси при организации первых праздников в 1980-е приходилось просто заниматься новаторством. Весь праздник приходился на выходные дни и соответственно состоял из двух частей — рождения, развития праздника и кульминации с завершением на стадионе «Динамо». Одной из идей были соревнования между домами и целыми дворами. Повсюду царила атмосфера единства и радости. А когда в последний день выбирали победителя, то на стадион выходили не просто представители одного дома, а все его жители! Представляете, старики, мамы с колясками, дети — все высыпали на стадион, это было феерично! Помимо различного рода оригинальных мероприятий, мы делали упор и на так называемые новые технологии. Впервые именно у нас на трейлер поставили огромный комплекс спортивных тренажеров, на которых спортсмены показывали людям настоящее красочное шоу. Кстати, логотип праздника, который придумал художник Сергей Саркисов, завоевал специальный приз на конкурсе графики в Японии.

— Неужели все идеи сразу были утверждены и их воплощение проходило без трудностей?

— Конечно же, все было непросто. Начнем с того, что первый в Минске карнавал, который состоялся на праздник города в 1986 году, чуть не довел меня до инфаркта. На стадионе «Динамо» была сконструирована одна из композиций, или, говоря специальным термином «кароса», в виде дракона с несколькими головами. Все это было размещено на движущемся транспорте. Внутри каждой головы были дымовые шашки и вентиляторы. Но, видимо, температурный режим был соблюден неверно, и одна из голов нашего «Горыныча» загорелась. Я приказал все срочно остановить, но ничего не получалось. Пожарные кричат: что делать? Вся эта конструкция двигалась по беговой дорожке, практически задымленной. И тут случается еще один практически комичный момент: один из пожарных разматывает рукав, а другой включает в это время вентиль. Естественно, рукав вырывается из рук и несется плясать по полю. Зрители ликуют, свистят, и мало кто понимает, что на стадионе внештатная ситуация. Голову потушили, однако водителя для того, чтобы продолжить движение конструкции, пришлось усаживать в кабину чуть ли не силой. На следующий день меня вызывают в ЦК и спрашивают: «Что это было?» Я отвечаю: «Ну немножечко переборщили». Главное, что в этой ситуации мы ничего не остановили, иначе бы могла начаться паника.

— А какие еще уникальные идеи вы воплотили в тех массовых мероприятиях, режиссером-постановщиком которых были?

— Уже в следующем году, когда мы организовывали второй по счету праздник города, нам удалось сделать ночное шоу с уникальным световым представлением. На стадионе выступал хор в 4 тыс. человек, и все они были с фонариками. У нас была идея перенести карнавал на улицы города. Планировалось сделать это на проспекте и соорудить специальные трибуны для зрителей. Однако слишком долго думали, и в итоге задумка в жизнь не воплотилась. Еще одно достижение, которое было в рамках празднования Дня города, это чемпионат мира в классе «Формула-1» по водно-моторному спорту, который состоялся на Чижовском водохранилище в 1988 году. Такого больше нигде не было.

— У вас огромный опыт организации и проведения массовых мероприятий различного уровня. А что из последних вам наиболее запомнилось?

— Несколько лет назад мы проводили Парад молодоженов. Это было грандиозное шествие сотен пар, которое возглавляла главная пара на кабриолете. Это был некий синтез художественного, морального и социального аспектов, которые соединились в такое своеобразное представление. Было продумано все, начиная от деталей в одежде — преобладал белый цвет, даже перчатки водителя кабриолета — и заканчивая тонкостями и особенностями в хореографической составляющей. За парами как бы летели журавли, роль которых играли танцовщицы балета. Все было действительно гармонично и в какой-то степени назидательно.

Фото: Марина ПАВЛОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter