Грызть гранит науки без ущерба для зубов...

Мы много говорим о моральном и физическом благополучии детей, немало делаем для этого. Медики все равно обеспокоены: состояние здоровья будущего нации не улучшается

Мы много говорим о моральном и физическом благополучии детей, немало делаем для этого. Медики все равно обеспокоены: состояние здоровья будущего нации не улучшается. В минувшем году по сравнению с 1993 годом у пятнадцатилетних подростков в 2,6 раза стали чаще выявлять случаи нарушения осанки и в 1,4 раза — нарушения остроты зрения, участились и нервно-психические расстройства. Кто-то объясняет происходящее плохой экологией, кто-то списывает на школу, которой ребенок посвящает 11—12 лет. Иногда рабочий день школьника ненамного короче рабочего дня родителей...

Так какой должна быть допустимая школьная нагрузка и что делается для того, чтобы не только воспитать знающего ученика, но и  сохранить его здоровье в школе? Мы обратились к заведующей отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Алле Малаховой. 

Жалоб на чрезмерную школьную нагрузку в отделение центра поступает немало. Родителей волнует многое: допустима ли вторая смена в школах, как формируется учебная нагрузка, когда портфели наконец станут легче и многое другое. Новая редакция разработанных и утвержденных санитарных правил и норм «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений», начавших действовать уже с января этого года, уточнила проблемные моменты, которые существовали ранее, говорит Алла Малахова. К примеру, теперь помещения для начальных классов будут оборудованы специальными шкафчиками-ячейками, где ребенок сможет хранить все свои школьные принадлежности для уроков труда, книги для дополнительного чтения, спортивную форму. При строительстве новых школ, реконструкции старых подобное правило будет распространено и на учащихся средних и старших классов. Это, конечно, позволит значительно разгрузить школьный портфель. 

Есть ограничения и к весу учебника. Так, для ученика 1—5-го классов его вес не должен превышать трехсот граммов, для 11—12-х классов — шестисот граммов. Однако учебная литература переиздается только для двенадцатилетней школы и по истечении сроков использования (4—5 лет), поэтому полностью ситуация с тяжелыми ранцами пока не решена. 

Очень важно, считает специалист, и это, уверена она, оценят все родители, что в будущем при проектировании, реконструкции школ классы будут оборудованы специальными тренажерами для глаз. В правилах есть приложение, касающееся этого вопроса, приведены рекомендации для учителей, как во время урока уменьшить зрительную нагрузку ребенка с помощью специальных упражнений. Для успешного решения этого вопроса необходимы заинтересованность и активные действия со стороны администраций школ. 

В новых правилах вспомнили и о левшах. Таких детей становится все больше. Пишущие левой рукой должны сидеть парами, по одному или же слева от ребенка, пишущего правой рукой. 

Со временем более приспособленными для соблюдения личной гигиены станут раздевальни при спортивных залах. Там появятся душевые и санузлы. 

Что касается учебной нагрузки, то она, согласно санитарным правилам и нормам, должна рационально распределяться по дням недели. Недельная нагрузка определяется учебными планами и не должна превышать максимально допустимую. Для первого класса общеобразовательных школ она составляет 21 час, то есть пять уроков в один день, а в остальные — по четыре (при пятидневной учебной неделе). С каждым учебным годом нагрузка постепенно увеличивается и уже к 11-му и 12-му классам достигает 34 часов в неделю. 

Расписание составляется с учетом ранговой шкалы трудностей предметов, которая приведена в правилах. Максимальная учебная нагрузка, говорит Алла Малахова, должна быть в дни наибольшей физиологической работоспособности — во вторник и среду при шестидневной неделе и во вторник, среду и пятницу при пятидневке. Запрещено проведение уроков по учебным предметам, требующим умственного напряжения, сосредоточенности и внимания (математика, физика, химия), в понедельник и субботу. Считается, что в эти дни наступает фаза расслабления. Предметы, требующие умственного и статического напряжения (математика, письмо), должны чередоваться с теми, которые включают динамические и двигательные компоненты (физическая культура, танец, музыка, изобразительное искусство). То же касается и контрольных работ: для них должен быть составлен специальный график. 

Алла Малахова считает, что те нарушения, которые выявляют специалисты отделения гигиены детей и подростков при проверке школ, связаны, как правило, с объективными причинами. К примеру, в сельских школах нередко уроки ведут учителя, основное место работы которых — городская школа. Сложно составить такое расписание, которое бы подходило к рабочему графику учителя и при этом не нарушало нормы. Однако есть случаи, когда расписание составлено так, как выгоднее учителю. Следствие — перегрузка учебного дня. 

Но, наверное, несправедливо будет не сказать, что в последнее время нарушений становится все меньше. Администрации школ внимательнее относятся к санитарным правилам и нормам, которые значительно ужесточены.  К примеру, за прошлый год из почти четырех тысяч белорусских школ девятьсот платили штрафы за различные нарушения. 

Количество отведенных на выполнение домашнего задания часов тоже жестко регламентировано. Второклассник, например, по санитарным правилам не должен затратить на него более полутора часов, ученик же одиннадцатого класса должен уложиться в три часа. 

Много вопросов возникает у родителей по поводу второй смены. Алла Малахова объясняет: уроки при таком расписании должны начинаться не позднее 14.00 и заканчиваться до 19.30. При невозможности выполнения данного требования специалисты рекомендуют организовывать учебные занятия в режиме шестидневной учебной недели или создавать скользящий график, при котором занятия могут начинаться и раньше обеда, в зависимости от того, как освобождаются кабинеты. Но не стоит забывать, что есть ученики, для которых вторая смена не разрешена вообще. Это первые, вторые, пятые, выпускные, классы с изучением отдельных учебных предметов на повышенном и (или) углубленном уровнях, учащиеся лицеев, гимназий. 

Немаловажно, что при разработке новых санитарных правил и норм специалисты делали упор на включение в учебный процесс мероприятий по профилактике морфофункциональных нарушений у детей — проблем с осанкой и зрением. Поэтому решили внести еще и такое требование: теперь при реконструкции и строительстве школ классы должны быть оборудованы не одной, а несколькими досками, чтобы урок проходил в максимально динамичном режиме и большее количество учеников могло работать у доски. 

Но родители должны понимать, что школа лишь отчасти является причиной проблем со здоровьем у детей. Большинство учеников сегодня гиподинамичны, а после уроков, придя домой, часами просиживают у компьютера вместо того, чтобы пойти погулять на свежем воздухе или посетить спортивный зал. Некоторые курят, употребляют спиртное, наркотики. Конечно, от неправильного сидения за партой в школе тоже можно заработать неровную спину, и учителя должны обращать внимание на то, как сидит ребенок, проводить на каждом уроке физкультминутки. Но и родителям стоит обращать внимание на то, чем ребенок занимается дома. Может, те три часа, которые, по его словам, ушли на выполнение домашнего задания, он посвятил игре на компьютере? Родители даже больше, чем учитель, считают специалисты, могут воздействовать на ребенка, следить за его здоровьем и учебой. 

Но приходится признать, что базовую школьную программу действительно стоит упростить, так как среднему ученику, на которого она рассчитана, иногда сложно осилить такой объем знаний. Специалисты отмечают, что иногда информация в учебниках значительно опережает физиологические возможности детей, особенно в младших классах. Замечено и то, что иногда из-за трудности восприятия материала ребенок может получить психологический стресс. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter