Грязные следы на песке

Любимая забава малышни — песочница...
Любимая забава малышни — песочница. Почему же пустуют некоторые игровые площадки? Мало детей? Просто бдительные родители их туда не пускают. Опасаются, что там можно подцепить какую–нибудь заразу. На одном из заседаний горисполкома главный государственный санитарный врач Могилева и Могилевского района Вячеслав Шуляк высказал претензии к дворовым песочницам: не все соответствует гигиеническим нормам. Проще говоря, песок грязный. Его, конечно, меняют. Но редко и бессистемно. Выходит, есть повод для беспокойства?


В ЗОНЕ РИСКА

Что обычная детская песочница может в одночасье превратиться в зону риска, слышала не раз. В соседней России подобных случаев не счесть. В Забайкалье, к примеру, в некоторых дворовых песочницах эксперты Роспотребнадзора нашли соли тяжелых металлов, пестициды, паразитов. В Орле в песочнице откопали ртуть. А в одной из московских содержание свинца, мышьяка и цинка превышало предельно допустимую норму в три раза. Последствия могли быть плачевными для детей — от депрессии до психических расстройств.

Хочется верить, что у нас подобное исключено. Ведь в начале сезона, по весне, весь песок тщательно проверяют санэпидемиологи. Впрочем, лето в разгаре, а всяких паразитов запросто могут занести в песочницу кошки или собаки. Словом, визуальным анализом тут не обойтись. Для полноты картины нужна объективная оценка специалистов.

Вместе с заведующей отделением коммунальной гигиены Оксаной Вороновой и помощником врача–гигиениста Людмилой Былина забираемся в песочницу во дворе дома № 18 по проспекту Мира. Былина, облачившись в белый халат, ложкой насыпает песок в специальные баночки. Хотя то, что здешняя песочница чиста, очевидно. Что впоследствии подтвердила и экспертиза. А вот ту, что у дома № 43 по улице Якубовского, — заметно сразу — своей считает не только местная ребятня.

ГДЕ СОБАКА ПОРЫЛАСЬ

Пока я разглядываю на песке кошачьи метки, к игровой площадке подходит пожилая дама с тросточкой. Вид копающихся в песке взрослых дам ее не настораживает. Сообразила сразу — роемся не прихоти ради. Оттого и начала без предисловий:
— Вы бы в нашем дворе песочницу проверили. Раньше из соседних домов детишек к нам водили, а теперь ее бездомные коты и собаки облюбовали.

Пенсионерка Янина Бакаева не преувеличивает. Понимаю это, как только оказываюсь во дворе дома № 19 по улице Сурганова. А ведь меня уверяли: по благоустройству ЖЭУ–6, которому принадлежит эта территория, считается одним из лучших в городе. В этом районе немало уютных двориков, а тут под ногами — битая плитка, окурки, фантики. В песочнице, облезлой по краям, — сухие ветки, листва, по всему периметру — кошачьи и собачьи экскременты.

Местные жители, видать, к беспорядку привыкли. Дама, выбивающая во дворе ковры, пожимает плечами:
— Дети сюда не ходят, разве можно тут играть? Другое дело, песочница в детском саду. В нашем, четвертом, в такую жару песок несколько раз в день кипятком поливают — обеззараживают. А на ночь крышкой закрывают.
К детсадовским песочницам претензий и правда нет. За дворовыми же должны следить местные коммунальники. Директор ЖЭУ–6 Маргарита Титова признает:
— Грязная песочница — наша недоработка. В этом году благоустроили несколько дворов, а до того, что на Сурганова, 19, руки не дошли. За всеми не уследишь, не уберешь. У нас штат дворников укомплектован на 60 процентов. Надо 49, а трудится всего 22.

БОЛЕЗНИ ЛИПНУТ К РУКАМ

Животным на детской площадке не место. Нерадивых собачников за подобные прогулки хорошо бы штрафовать. Но как закрыть туда доступ бродячим котам и собакам? Прописать в законе, что надо огородить все песочницы по типу хоккейных коробок? Но на это понадобятся время, деньги. Да и нет гарантии, что ограждение периодически не будут ломать. Грибки, на установке которые настаивают иные молодые мамы, спасти могут разве что от жары и дождя. Впрочем, и от них порой больше вреда, чем пользы. Этой весной в Гродно два обрушились. Пострадали две девочки.

И все же что–то пора менять, ведь яйца глистов животных вызывают довольно редкую болезнь — токсокароз. Врач–энтомолог Могилевского зонального центра гигиены и эпидемиологии Наталья Матвеенко не скрывает:
— В прошлом году яйца токсокар обнаружили в четырех из 117 проб песка, в этом году — в трех из 48. В 2011 году токсокарозом заболели 11 наших земляков, из них 9 детей. В этом году заразились четверо, в том числе двое малышей.

Медики выяснили: из детей, в прошлом году подцепивших токсокароз, 33 процента не мыли руки перед едой, грызли ногти. 22 процента пробовали песок на вкус. Мама двухлетнего могилевчанина Вани призналась: на детской площадке у дома ее сынишка то и дело совал в рот совок. Выявить болезнь сложно, но, если запустить, сыпью на коже не обойдешься. Ребенок может даже ослепнуть. К счастью, у нас подобных случаев до сих пор не было. Но все же врачи напоминают: чтобы не поднять болезнь «из песка», как банально это ни звучит, надо в первую очередь соблюдать личную гигиену. И коммунальники, безусловно, должны к своему делу относиться ответственно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter