Грязное дело

"Жировое пятно на светлой ткани можно вывести, если его намочить, потереть хозяйственным мылом, посыпать отбеливателем, дать высохнуть, а затем постирать" и.
"Жировое пятно на светлой ткани можно вывести, если его намочить, потереть хозяйственным мылом, посыпать отбеливателем, дать высохнуть, а затем постирать" и... немедленно забыть всю эту чушь, почерпнутую мной, а может быть, и кем-то из вас в одной из массовых бесплатных газет. Отбеливатель способен не только вытравить цвет, но и разрушить структуру волокон. И будет дырка.

Только химчистка с ее арсеналом импортных, щадящих ткань пятновыводителей в силах вам помочь. И то лишь в том случае, если вы обратились сразу, а не после серии домашних опытов над загрязнением или по прошествии нескольких месяцев. Помните: солнце и кислород закрепляют пятна от растительного масла, краски, которой обычно по весне обновляют скамейки, практически навечно.

Невредный совет

Покупая вещи, особенно дорогостоящие, стоит изучить маркировку, иначе впоследствии жизнь ваша может быть серьезно омрачена.

Кроме ярлыка, на котором указывается название изделия, исходные данные изготовителя, размер, рост, цвет и прочее, на товарах фабрично-заводского исполнения в боковом шве с изнаночной стороны непременно есть лента с международными знаками по уходу. Например, перечеркнутый пустой кружок означает, что химчистка запрещена, перечеркнутая ванночка не советует стирку как способ приведения изделия в надлежащий вид. Кружки с буквами А, Р и F внутри указывают на тип химиката для эффективной чистки вещи. Если ничего этого нет, ни одна химчистка страны не даст вам гарантии на свою услугу. Такое право исполнителю предоставил государственный стандарт.

Глобализация легкой мировой промышленности привела к тому, что точное происхождение вещей, которые пополняют наш гардероб, определить очень трудно. Под лейблами известных фирм может продаваться контрафактный товар, сшитый где-нибудь в кустарных условиях стран Юго-Восточной Азии. А технологии изготовления тканей и материалов таковы, что, скажем, натуральную кожу от искусственной отличишь, только распоров подкладку. Что, как правило, и делают опытные технологи. Между тем способы чистки искусственной и натуральной кожи диаметрально противоположны. Скажем, если искусственную дубленку подвергнуть сухой чистке, то она будет испорчена наверняка.

Впрочем, подделкой может оказаться не только сама вещь, но и маркировка. А поскольку текстильные товары предприниматели везут к нам, образно говоря, спрессованными, в туго набитых баулах, восстановится ли их товарный вид, будет ясно только в процессе носки.

Жест доброй воли

Хотите пример? В одну из частных минских химчисток сдали вполне респектабельный мужской костюм, купленный за хорошие деньги в торговом центре и бывший, так сказать, в употреблении всего один сезон. После химчистки костюмчик было просто не узнать, на ткани появились блестящие проекции внутренних карманов пиджака. Естественно, возмущенный хозяин костюма стал жаловаться во все государственные инстанции. Тогда владелец химчистки отправил комплект на экспертизу и получил заключение: "Костюм был неправильно разутюжен вопреки запретам на маркировке, но еще до того, как попал в химчистку". Изъян был искусно замаскирован, и, судя по всему, еще продавцом, поскольку клиент утверждал, что гладить пиджак у него не было нужды. Наряд висел в шкафу.

Тем не менее по закону о защите прав потребителей такое экспертное заключение - индульгенция, полностью снимающая ответственность за испорченную вещь. И если бы оба участника конфликта руководствовались лишь нормами юриспруденции, то еще неизвестно, чем бы дело закончилось. Ведь исполнитель заказа вправе подать на жалобщика в суд и возместить за его счет затраты на экспертизу вещи плюс все сопутствующие издержки. Правда, в этом случае пострадала бы репутация заведения, а человек, не исключено, навсегда забыл дорогу в химчистки. К счастью, хозяин химчистки честь заведения оценил дороже и выплатил заказчику "отступные".

Впрочем, это довольно редкий случай. Если маркировки нет, то на квитанции, по которой вы сдаете одежду в химчистку, черным по белому написано "без гарантии". И тогда... Допустим, вещь не выдерживает чистку исключительно по причине низкого качества ткани или ее пошива и крашения. В таком случае претензии можно предъявлять только к изготовителю или продавцу в течение 2 лет с момента покупки (кстати, эти же сроки предусмотрены и для химчисток, не обеспечивших должный уровень своей работы, то есть соблюдение технологии борьбы с загрязнением). Но чего все это вам будет стоить!

Правила игры

Химическая чистка - сложный технологический процесс. Не бывает химчисток итальянских, американских, английских. Скорее всего, их учредители называют себя так, имея в виду происхождение оборудования и химикатов. Но вещи чистят не машины, а люди. По всем правилам процесс чистки начинается с выведения пятен вручную, затем вещь отправляется в машину. Дополнительной обработке подвергаются в основном дубленки. Их еще нужно прожировать, чтобы кожа не была слишком жесткой и сухой, прогладить и придать ворсистость. Дополнительно вещь могут пропитать водо- и молеотталкивающим средствами. С качеством выполнения такой сложной обработки и возникает больше всего проблем. Потому, сдавая одежду в химчистку, нужно учитывать некоторые нюансы.

Не стоит надеяться на чудо. Стандарт химической чистки, который не мешало бы изучить потребителю, и инструкция по определению износа позволяют специалистам максимально защитить себя от претензий клиента. Например, как только вы сорвали этикетку с только что купленной вещи, при приемке в химчистку она считается изношенной... на 10 процентов, даже если все время висела в шкафу. Как только одежда побывала в употреблении, износ увеличивается вдвое. Пятна и видимая грязь снова удваивают износ.

В общем, дубленка, которую я понесла сдавать в химчистку, отходив в ней один сезон, оказалась изношенной на 60 процентов. И никакие мои возражения действия не возымели. Затем меня вежливо предупредили, что пожелтевший белый мех моей овчинки - это, увы, навсегда. Процессы окисления меха под солнцем, ветром и влагой необратимы. На изделиях после химической чистки допускаются дефекты, неустранимые в процессе обработки. Например, таковыми считаются застарелые пятна от духов, лекарств, пота, растительных масел. Кроме того, приемщица предупредила и о возможных скрытых пороках из-за использования некачественного сырья или нарушения технологии изготовления полушубка. Он ведь шьется из кусков. И шкурки могут быть сняты не только с разных баранов, но и из разных его частей, уж извините за живодерские подробности. "В результате химического воздействия не исключены вздутости, неоднородности, всякого рода оттенки и так далее. Конечно, недостатки частично потом можно исправить, - успокоила меня приемщица. - За дополнительную плату". Итого? Услуга обошлась в 80 тысяч рублей - пятую часть стоимости шубки, между прочим. Каков будет результат, пока не знаю.

А была ли куртка?

А вот Мария Ивановна из Молодечно результатом чистки недовольна категорически. Недавно она свое недовольство адресовала в Министерство торговли. Там создали комиссию. Но - уличить специалистов чистки в чем-либо оказалось невозможно. В квитанции-договоре были расписаны все не только видимые, но и предвидимые недостатки изделия, стоившего, между прочим, около полутора миллионов рублей. Теперь Марии Ивановне ничего не остается, как проводить экспертизу, а затем искать продавца или производителя и предъявлять претензии им. Химчистка стоит на своем насмерть. Вещь-то не копеечная и принята была без гарантии, потому что на ней не оказалось злополучной маркировки.

"Если же с маркировкой все в порядке, то гарантия на химчистку действует 5 дней, причем при условии, что заказчик не снял нашитую специальную метку, - говорит Ольга Кравцова, советник отдела защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минторга. - Но на практике клиенту частенько не выдают на руки квитанцию или договор, а если и дают, то потом, выполнив заказ, забирают вместе с чеком. Это грубое нарушение". И приводит пример, когда после чистки на куртке выступили пятна, а ее хозяйка не смогла ничего доказать. Да, у предприятия была запись о сделанном заказе, но описание вещи оказалось столь поверхностным, что исполнитель усомнился: а та ли эта куртка?

Если же с документами все в порядке, вещь промаркирована по всем правилам, закон позволяет потребителю отыграться по полной. Поводом для предъявления претензии в таком случае может быть даже нарушение срока исполнения заказа. Тогда смело забирайте вашу вещь, договаривайтесь на оказание услуги с другой химчисткой и требуйте от провинившегося исполнителя возмещения расходов. Или настаивайте на уменьшении цены. И все недостатки чистки должны быть бесплатно устранены их виновником. Если это в принципе невозможно, поскольку вещь категорически испорчена и стала "неносибельной", вам возместят ее стоимость в двойном размере с учетом износа и прочие затраты, в том числе и моральный ущерб.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter